https://doi.org/10.26347/1607-2502202009-10016-023

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ПОДУШЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В РАМКАХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЫ ОМС

Д.Н. Му­ра­вьев1, Р.А. Халь­фин1, М.А. Фло­рес1, Т.И. Кришта­ле­ва2

Ав­то­ры заяв­ляют об от­сут­ствии кон­флик­та ин­тере­сов.

Фи­нан­си­ро­ва­ние: дан­ная ра­бо­та под­го­тов­ле­на по ма­те­ри­а­лам НИР реги­стра­ци­он­ный №НИОКТР АААА-А20−1200090990069−5, вы­пол­нен­но­го по го­су­дар­ствен­но­му за­да­нию в 2020 г.

Для ци­ти­ро­ва­ния: Му­ра­вьев Д.Н., Халь­фин Р.А., Фло­рес М.А., Кришта­ле­ва Т.И. Осо­бен­но­сти ре­а­ли­за­ции мо­де­ли поду­ше­во­го фи­нан­си­ро­ва­ния пер­вич­ной ме­ди­ко-са­ни­тар­ной по­мо­щи в рам­ках Московской об­ласт­ной про­грам­мы ОМС. Пробле­мы стан­дар­ти­за­ции в здра­во­охра­не­нии. 2020; 9−10: 16−23. DOI: 10.26347/1607−2502202009−10016−023.

Све­де­ния об ав­то­рах:

Му­ра­вьев Дмит­рий Ни­ко­ла­е­вич — глав­ный спе­ци­а­лист Де­пар­тамен­та об­ще­ствен­но­го здо­ро­вья Ин­сти­ту­та ли­дер­ства и управ­ле­ния здра­во­охра­не­ни­ем ФГАОУ ВО ПМГМУ им. И.М. Се­че­но­ва (Се­че­новский уни­вер­си­тет). 109004, Москва, ул. Алек­сан­дра Сол­же­ни­цы­на, д. 28, стр. 1. E-mail: dmuravev@makcm.ru. http://orcid.org/0000−0002−7332−6760.

Халь­фин Ру­слан Аль­бер­то­вич — д-р мед. наук, про­фес­сор Выс­шей шко­лы управ­ле­ния здра­во­охра­не­ни­ем Ин­сти­ту­та ли­дер­ства и управ­ле­ния здра­во­охра­не­ни­ем ФГАОУ В.О. Пер­вый МГМУ им. И.М. Се­че­но­ва (Се­че­новский уни­вер­си­тет). 109004, Москва, ул. Алек­сан­дра Сол­же­ни­цы­на, д. 28, стр. 1. E-mail: ruskhalf@gmail.com. http://orcid.org/0000−0001−7406−9826.

Фло­рес Мар­га­ри­та Алек­сан­дров­на — ве­ду­щий спе­ци­а­лист Ин­сти­ту­та Ли­дер­ства и управ­ле­ния здра­во­охра­не­ни­ем ФГАОУ ВО ПМГМУ (Се­че­новский Уни­вер­си­тет). 109004, Москва, ул. Алек­сан­дра Сол­же­ни­цы­на, д. 28, стр. 1. E-mail: flores. marg@yandex.ru, ORCID: 0000−0002−9120−9613; eLibrary a SPIN-code: 8630−3309.

Кришта­ле­ва Та­и­сия Ива­нов­на — д-р экон. наук, про­фес­сор, ФГОБУ В.О. Фи­нан­со­вый Уни­вер­си­тет при Пра­ви­тель­стве Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, Де­пар­тамент уче­та, ана­ли­за и ауди­та. 127083, Москва, ул. Верх­няя Ма­слов­ка, 15. E-mail: krishtalevat@yandex.ru, SPIN-код: 5890−6292, AuthorID: 687472.

1ФГАОУ В.О. Пер­вый Московский го­су­дар­ствен­ный ме­ди­цинский уни­вер­си­тет им. И.М. Се­че­но­ва Мин­здра­ва Рос­сии (Се­че­новский Уни­вер­си­тет); 2ФГОБУ В.О. Фи­нан­со­вый Уни­вер­си­тет при Пра­ви­тель­стве Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

Объ­еди­нить ка­че­ствен­ный ре­зультат ле­че­ния с моти­ви­ро­ван­ной заин­тере­сованностью ме­ди­цинско­го ра­бот­ни­ка мож­но толь­ко при пра­виль­ных эко­но­ми­че­ских под­хо­дах. Про­ве­ден­ное фи­нан­со­вое ре­фор­миро­ва­ние здра­во­охра­не­ния бы­ло на­це­ле­но на по­вы­ше­ние от­вет­ствен­но­сти вра­чей пер­вич­но­го зве­на за со­сто­я­ние здо­ро­вья при­креп­лен­но­го на­се­ле­ния, расши­ре­ние про­фи­лак­ти­че­ской ра­бо­ты, устра­не­ние дис­про­пор­ций в объемах ока­за­ния ме­ди­цинской по­мо­щи за счет коор­ди­ни­ру­ю­щей ро­ли ам­бу­ла­тор­ной служ­бы, раз­ви­тия ста­ци­о­нар­за­ме­ща­ю­щих тех­но­ло­гий. Цель ис­сле­до­ва­ния. Вы­пол­нить ана­лиз проблем, воз­ни­каю­щих при поду­ше­вом фи­нан­си­ро­ва­нии пер­вич­ной ме­ди­ко-са­ни­тар­ной по­мо­щи в рам­ках Московской об­ласт­ной про­грам­мы ОМС. Ма­те­ри­а­лы и ме­то­ды. Объ­ект ис­сле­до­ва­ния — объемы ме­ди­цинской по­мо­щи, ока­зан­ные застра­хо­ван­ным ли­цам в рам­ках Московской об­ласт­ной про­грам­мы ОМС при поду­ше­вой фор­ме опла­ты пер­вич­ной ме­ди­ко-са­ни­тар­ной по­мо­щи. Исполь­зо­ва­лись биб­лио­гра­фи­че­ский и ин­фор­ма­ци­он­ный по­иск дан­ных в до­ку­мен­тах, пуб­ли­ку­е­мых на сайтах Ми­ни­стер­ства здра­во­охра­не­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и Фе­де­раль­но­го фон­да ОМС, а так­же ме­то­ды си­стем­ного ана­ли­за.Ре­зульта­ты. Фи­нан­си­ро­ва­ние пер­вич­ной ме­ди­ко-са­ни­тар­ной по­мо­щи умень­ши­лось с 40 до 36% в 2020 г. по срав­не­нию с 2018 г., что свя­за­но с ре­а­ли­за­ци­ей в рам­ках ОМС до­ро­го­сто­я­щих ви­дов ме­ди­цинских услуг. Дей­ству­ю­щая мо­дель опла­ты пер­вич­ной ме­ди­цинской по­мо­щи и рас­че­та поду­ше­во­го фи­нан­си­ро­ва­ния на осно­ве фак­ти­че­ских объемов по­треб­ле­ния ме­ди­цинских услуг, ока­зан­ных в пред­ше­ству­ю­щих пе­ри­о­дах без уче­та струк­ту­ры за­бо­ле­ва­е­мо­сти и ее влия­нии на по­треб­ле­ние до­ро­го­сто­я­щих ви­дов ме­ди­цинской по­мо­щи, ли­ше­на моти­ва­ции ам­бу­ла­тор­но-по­ли­кли­ни­че­ской служ­бы за­ни­мать­ся во­про­са­ми про­фи­лак­ти­ки остро­го ко­ро­нар­но­го син­дро­ма, остро­го на­ру­ше­ния мозго­во­го кро­во­об­раще­ния; ран­ней диа­гно­сти­ки он­ко­ло­ги­че­ских за­бо­ле­ва­ний; ре­а­би­ли­та­ции по­сле пере­не­сен­ных за­бо­ле­ва­ний.Вы­во­ды. Уве­ли­че­ние рас­хо­дов на здра­во­охра­не­ние, вне­дре­ние ре­ко­мен­до­ван­ных спосо­бов опла­ты по кли­ни­ко-ста­ти­сти­че­ским груп­пам в ста­ци­о­на­ре и поду­ше­вому фи­нан­си­ро­ва­нию пер­вич­ной ме­ди­ко-са­ни­тар­ной по­мо­щи, да­же при расши­ре­нии объемов вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ной ме­ди­цинской по­мо­щи и про­фи­лак­ти­че­ских ме­ро­при­я­тий, не при­не­сли в большинстве слу­ча­ев же­ла­е­мых ре­зультатов по по­вы­ше­нию до­ступ­но­сти и ка­че­ства ока­за­ния ме­ди­цинской по­мо­щи. Для по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти ра­бо­ты си­сте­мы здра­во­охра­не­ния нуж­ны ме­ха­низ­мы тон­кой на­строй­ки дей­ству­ю­щих ме­то­дов пла­ни­ро­ва­ния, ор­га­ни­за­ции и опла­ты ме­ди­цинской по­мо­щи, направ­лен­ные на ко­неч­ные ре­зультаты де­я­тель­но­сти, моти­ви­ру­ю­щие ме­ди­цинские ор­га­ни­за­ции и ме­ди­цинских ра­бот­ни­ков к их до­сти­же­нию.
Ключевые слова: подушевое финансирование, дифференцированный подушевой норматив финансирования, межучрежденческие расчеты, показатели результативности деятельности медицинских организаций, объемы потребления медицинской помощи

PER CAPITA FINANCING OF THE PRIMARY CARE WITHIN COMPULSORY HEALTH INSURANCE SYSTEM (IN THE MOSCOW REGION)

D. Muravyov1, R. Halfin1, M. Flores1, T. Krishtaleva2

Authors declare no conflict of interest.

Funding: The article is based on research work No. NIOKTR AAAA-A20−1200090990069−5 executed under the government contract in 2020.

For citation: Muravyov DN, Halfin RA, Flores MA, Krishtaleva TI. Per capita financing of the primary care within compulsory health insurance system (in the Moscow region). Health Care Standardization Problems. 2020; 9−10: 16−23. DOI: 10.26347/1607−2502202009−10016−023.

About the authors:

Dmitry N. Muravyov — Head Expert, Department of Public Health, Institute of Leadership and Health Management, Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University). E-mail: dmuravev@makcm.ru. http://orcid.org/0000−0002−7332−6760.

Prof. Ruslan A. Khalfin — Sc.D. in Medicine, Department of Higher School of Health Management, Institute of Leadership and Health Management, Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University). E-mail: ruskhalf@gmail.com. http://orcid.org/0000−0001−7406−9826.

Margarita A. Flores — leading expert, Institute of Leadership and Health Management, Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University). E-mail: flores. marg@yandex.ru. ORCID: 0000−0002−9120−9613; eLibrary a SPIN-code: 8630−3309.

Prof. Taisiya I. Krishtaleva — Sc.D. in Economics, Department of the Accounting, Analysis and Audit, Financial University under the Government of the Russian Federation. E-mail: krishtalevat@yandex.ru. SPIN-код: 5890−6292, AuthorID: 687472.

1Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University); 2Financial University under the Government of the Russian Federation

It is possible to combine a high-quality result of treatment with a motivated interest of medical staff only with the right economic approach. The healthcare financial reform was aimed at increasing the responsibility of primary care staff for the health status of the population registered in the area, expanding preventive work, eliminating disparities in the volume of medical care due to the coordinating role of the outpatient service, and developing inpatient technologies.Objective. To analyze per capita financing of the primary care within the compulsory health insurance system of the Moscow region.Methods. The study is based on the volume of medical care provided to insured persons within the Moscow compulsory health insurance program with a per capita form of payment for primary health care. It covers official documents published on the websites of the Ministry of Health of the Russian Federation and the Federal Compulsory Medical Insurance Fund and uses methods of system analysis.Results. Funding for primary health care decreased from 40 to 36% in 2020 compared to 2018, due to expensive types of medical services provided within the compulsory health insurance scheme. The current model of payment for primary health care and the calculation of per capita funding based on the actual volumes of medical services provided in previous periods without taking into account the structure of morbidity and its impact on the consumption of expensive types of medical services, does not motivate outpatient services to deal with the prevention of acute coronary syndrome, cerebrovascular disease, early diagnosis of cancer, rehabilitation after disease.Interpretation. Neither higher healthcare expenditures, nor introduction of recommended payment methods for clinical and statistical groups in the hospital or per capita financing of primary healthcare, or more high-technology therapy have made the medical care more assessable or increased its quality. In order to increase the effectiveness and value-based health care, it is necessary to coordinate diligently planning, organizational methods and funding of medical care aiming to end results, motivating medical institutions and medical staff.
Keywords: per capita financing, differentiated per capita financing, inter institutional accounting, indicators of medical institution activity’ effectiveness, volumes of rendered medical care