https://doi.org/10.26347/1607-2502202009-10016-023
Объединить качественный результат лечения с мотивированной заинтересованностью медицинского работника можно только при правильных экономических подходах. Проведенное финансовое реформирование здравоохранения было нацелено на повышение ответственности врачей первичного звена за состояние здоровья прикрепленного населения, расширение профилактической работы, устранение диспропорций в объемах оказания медицинской помощи за счет координирующей роли амбулаторной службы, развития стационарзамещающих технологий. Цель исследования. Выполнить анализ проблем, возникающих при подушевом финансировании первичной медико-санитарной помощи в рамках Московской областной программы ОМС. Материалы и методы. Объект исследования — объемы медицинской помощи, оказанные застрахованным лицам в рамках Московской областной программы ОМС при подушевой форме оплаты первичной медико-санитарной помощи. Использовались библиографический и информационный поиск данных в документах, публикуемых на сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда ОМС, а также методы системного анализа.Результаты. Финансирование первичной медико-санитарной помощи уменьшилось с 40 до 36% в 2020 г. по сравнению с 2018 г., что связано с реализацией в рамках ОМС дорогостоящих видов медицинских услуг. Действующая модель оплаты первичной медицинской помощи и расчета подушевого финансирования на основе фактических объемов потребления медицинских услуг, оказанных в предшествующих периодах без учета структуры заболеваемости и ее влиянии на потребление дорогостоящих видов медицинской помощи, лишена мотивации амбулаторно-поликлинической службы заниматься вопросами профилактики острого коронарного синдрома, острого нарушения мозгового кровообращения; ранней диагностики онкологических заболеваний; реабилитации после перенесенных заболеваний.Выводы. Увеличение расходов на здравоохранение, внедрение рекомендованных способов оплаты по клинико-статистическим группам в стационаре и подушевому финансированию первичной медико-санитарной помощи, даже при расширении объемов высокотехнологичной медицинской помощи и профилактических мероприятий, не принесли в большинстве случаев желаемых результатов по повышению доступности и качества оказания медицинской помощи. Для повышения эффективности работы системы здравоохранения нужны механизмы тонкой настройки действующих методов планирования, организации и оплаты медицинской помощи, направленные на конечные результаты деятельности, мотивирующие медицинские организации и медицинских работников к их достижению.
Ключевые слова: подушевое финансирование, дифференцированный подушевой норматив финансирования, межучрежденческие расчеты, показатели результативности деятельности медицинских организаций, объемы потребления медицинской помощи
It is possible to combine a high-quality result of treatment with a motivated interest of medical staff only with the right economic approach. The healthcare financial reform was aimed at increasing the responsibility of primary care staff for the health status of the population registered in the area, expanding preventive work, eliminating disparities in the volume of medical care due to the coordinating role of the outpatient service, and developing inpatient technologies.Objective. To analyze per capita financing of the primary care within the compulsory health insurance system of the Moscow region.Methods. The study is based on the volume of medical care provided to insured persons within the Moscow compulsory health insurance program with a per capita form of payment for primary health care. It covers official documents published on the websites of the Ministry of Health of the Russian Federation and the Federal Compulsory Medical Insurance Fund and uses methods of system analysis.Results. Funding for primary health care decreased from 40 to 36% in 2020 compared to 2018, due to expensive types of medical services provided within the compulsory health insurance scheme. The current model of payment for primary health care and the calculation of per capita funding based on the actual volumes of medical services provided in previous periods without taking into account the structure of morbidity and its impact on the consumption of expensive types of medical services, does not motivate outpatient services to deal with the prevention of acute coronary syndrome, cerebrovascular disease, early diagnosis of cancer, rehabilitation after disease.Interpretation. Neither higher healthcare expenditures, nor introduction of recommended payment methods for clinical and statistical groups in the hospital or per capita financing of primary healthcare, or more high-technology therapy have made the medical care more assessable or increased its quality. In order to increase the effectiveness and value-based health care, it is necessary to coordinate diligently planning, organizational methods and funding of medical care aiming to end results, motivating medical institutions and medical staff.
Keywords: per capita financing, differentiated per capita financing, inter institutional accounting, indicators of medical institution activity’ effectiveness, volumes of rendered medical care