http://doi.org/10.26347/1607-2502201905-06051-057

СТАНДАРТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

C.А. Су­слин1, Р.И. Гин­ня­ту­ли­на1,2, А.В. Ва­ви­лов2, А.Р. Са­ра­ев1

Ав­то­ры заяв­ляют об от­сут­ствии воз­мож­ных кон­флик­тов ин­тере­сов.

Све­де­ния об ав­то­рах:

Су­слин Сер­гей Алек­сан­дро­вич — д-р мед. наук, про­фес­сор, за­ве­ду­ю­щий ка­фед­рой об­ще­ствен­но­го здо­ро­вья и здра­во­охра­не­ния ФГБОУ ВО «Са­мар­ский го­су­дар­ствен­ный ме­ди­цинский уни­вер­си­тет» МЗ РФ, 443079, г. Са­ма­ра, ул. Ту­ха­чев­ско­го, 226.Тел.: 8 (846)336−05−78. E-mail: sasuslin@mail.ru.

Гин­ня­ту­ли­на Ру­фия Ильда­ров­на — ас­пи­рант ка­фед­ры об­ще­ствен­но­го здо­ро­вья и здра­во­охра­не­ния ФГБОУ ВО «Са­мар­ский го­су­дар­ствен­ный ме­ди­цинский уни­вер­си­тет» МЗ РФ, за­ве­ду­ю­щая отде­лом экс­пер­ти­зы ка­че­ства ме­ди­цинской по­мо­щи ГБУЗ СО «Са­мар­ская го­родская кли­ни­че­ская боль­ни­ца № 1 им. Н.И. Пи­ро­го­ва». 443096, г. Са­ма­ра, ул. По­ле­вая, 80. Тел.: 8 (937)076−74−64. E-mail: rufa_91@mail.ru.

Ва­ви­лов Алек­сандр Вла­ди­миро­вич — канд. мед. наук, глав­ный врач ГБУЗ СО «Са­мар­ская го­родская кли­ни­че­ская боль­ни­ца № 1 им. Н.И. Пи­ро­го­ва». 443096, г. Са­ма­ра, ул. По­ле­вая, 80. Тел.: 8 (846)207−03−00. E-mail: hospital@samara-pirogova.ru.

Са­ра­ев Алек­сандр Ру­доль­фо­вич — канд. мед. наук, до­цент ка­фед­ры об­ще­ствен­но­го здо­ро­вья и здра­во­охра­не­ния ФГБОУ ВО «Са­мар­ский го­су­дар­ствен­ный ме­ди­цинский уни­вер­си­тет» МЗ РФ, 443079, г. Са­ма­ра, ул. Ту­ха­чев­ско­го, 226. Тел.: 8 (846)336−05−78. E-mail: saraeff10@mail.ru.

1 ФГБОУ ВО «Са­мар­ский го­су­дар­ствен­ный ме­ди­цинский уни­вер­си­тет» Мин­здра­ва Рос­сии, г. Са­ма­ра, Рос­сия; 2 ГБУЗ СО «Са­мар­ская го­родская кли­ни­че­ская боль­ни­ца No 1 име­ни Н.И. Пи­ро­го­ва», г. Са­ма­ра, Рос­сия

Цель ис­сле­до­ва­ния. Со­вер­шен­ство­ва­ние ор­га­ни­за­ции си­сте­мы управ­ле­ния ка­че­ством ме­ди­цинской по­мо­щи в го­родской боль­ни­це. Ма­те­ри­а­лы и ме­то­ды. Ор­га­ни­за­ция си­сте­мы управ­ле­ния ка­че­ством ме­ди­цинской по­мо­щи про­во­ди­лась на ба­зе круп­ней­шей го­родской боль­ни­цы г. Са­ма­ры — ГБУЗ СО «Са­мар­ская го­родская кли­ни­че­ская боль­ни­ца № 1 им. Н.И. Пи­ро­го­ва». В хо­де ис­сле­до­ва­ния ис­поль­зо­ва­ны ме­то­ды ор­га­ни­за­ци­онно­го мо­де­ли­ро­ва­ния и экс­перт­ных оце­нок.Ре­зульта­ты. В много­про­филь­ной боль­ни­це со­зда­на спе­ци­аль­ная служ­ба ка­че­ства для ор­га­ни­за­ции, про­ве­де­ния и контро­ля де­я­тель­но­сти по не­пре­рыв­но­му улуч­ше­нию ка­че­ства с уче­том тре­бо­ва­ний рос­сий­ских и меж­ду­на­род­ных стан­дартов. Служ­ба (си­сте­ма управ­ле­ния ка­че­ством ме­ди­цинской по­мо­щи) пред­став­ляет со­бой со­во­куп­ность вза­и­мо­дей­ству­ю­щих эле­мен­тов — ор­га­ни­за­ци­он­ных и функ­ци­о­наль­ных струк­тур: глав­но­го вра­ча; за­ме­сти­телей глав­но­го вра­ча; отде­ла экс­пер­ти­зы ка­че­ства ме­ди­цинской по­мо­щи; со­ве­та вну­трен­ни­ха­у­ди­то­ров; реги­стра вну­трен­них экс­пер­тов; груп­пы упол­но­мо­чен­ных по ка­че­ству в со­ста­ве струк­турных подраз­де­ле­ний; эти­че­ско­го коми­те­та; вра­чеб­ной комис­сии; проект­ной груп­пы. Вы­де­ле­ние спе­ци­аль­ной служ­бы поз­во­ли­ло вне­дрить комплекс­ную си­сте­му управ­ле­ния ка­че­ством ме­ди­цинской по­мо­щи в со­от­вет­ствии с меж­ду­на­род­ным стан­дартом ISO 9001.За­клю­че­ние. При­мене­ние меж­ду­на­род­ных стан­дартов способ­ству­ет ши­ро­ко­му рас­про­стра­не­нию но­вых прин­ци­пов управ­ле­ния де­я­тель­но­стью боль­ни­цы — ори­ен­та­ция на па­ци­ен­та, на ка­че­ство его об­слу­жи­ва­ния. Для ци­ти­ро­ва­ния: Су­слин C.А., Гин­ня­ту­ли­на Р.И., Ва­ви­лов А.В., Са­ра­ев А.Р. Стан­дар­ти­за­ция управ­ле­ния ка­че­ством ме­ди­цинской по­мо­щи. Пробле­мы стан­дар­ти­за­ции в здра­во­охра­не­нии. 2019; 5−6: 51−57. DOI: 10.26347/1607−2502201905−06051−057
Ключевые слова: система управления качеством медицинской помощи, городская многопрофильная больница

STANDARDIZATION OF HEALTH CARE QUALITY MANAGEMENT

S.A. Suslin1, R.I. Ginnyatulina1,2, A.V. Vavilov2, A.R. Saraev1

The authors declare no competing interests.

About the authors:

Prof. Sergey A. Suslin — Sc.D. in Medicine, Head of the Public Health and Health Care Department, Samara State Medical University. 443013, Samara, Tukhachevsky Str., 226. Tel.: 8 (846)336−05−78. E-mail: sasuslin@mail.ru.

Rufiya I. Ginnyatulina — Doctoral Student, Public Health and Health Care Department, Samara State Medical University, Head of Medical Care Quality Department, Pirogov Samara City Clinical Hospital No 1. 443096, Samara, Polevaya Str., 80. Tel.: +7 (937)076−74−64. E-mail: rufa_91@mail.ru.

Alexander V. Vavilov — Ph.D. in Medicine, Director of Pirogov Samara City Clinical Hospital No. 1. 443096, Samara, Polevaya Str., 80. Tel.: +7 (846)207−03−00. E-mail: hospital@samara-pirogova.ru.

Alexander R. Saraev — Ph.D. in Medicine, Associate Professor, Public Health and Health Care Department, Samara State Medical University. 443013, Samara, Tukhachevsky Str., 226. Tel.: 8 (846)336−05−78. E-mail: saraeff10@mail.ru.

1 Samara State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Samara, Russia; 2 Samara City Clinical Hospital No. 1 named after Pirogov, Samara, Russia

Objective. To improve the quality management system of medical care in the city hospital.Methods. The organization of the quality management system of medical care was carried out on the basis of the largest city hospital in Samara — the state budgetary institution of health care in the Samara region «Samara City Clinical Hospital No. 1 named after. N.I. Pirogov». The study used methods of organizational modeling and expert assessments.Results. A special quality service has been created in a multi-disciplinary hospital, the purpose of which is to organize, conduct and control activities for continuous quality improvement taking into account the Russian and international standards. The service (quality management system of medical care) is a set of interacting elements — organizational and functional structures: the head physician; deputy chief physician; Department of Quality Assurance; the board of internal auditors; register of internal experts; quality groups in the structure of structural units; ethics committee; medical commission; project team. Allocation of a special service allowed to introduce a comprehensive quality management system for medical care in accordance with ISO 9001.Interpretation. The use of international standards contributes to the wider dissemination of new principles of hospital management — focus on the patient, on the quality of his care. For citation: Suslin S.A., Ginnyatulina R.I., Vavilov A.V., Saraev A.R. Standardization of health care quality management. Health Care Standardization Problems. 2019; 5−6: 51−57. DOI: 10.26347/1607−2502201905−06051−057
Keywords: quality management system of medical care, city multi-field hospital