http://doi.org/10.26347/1607-2502201905-06024-029
Цель исследования. Разработать критерии оценки удовлетворенности качеством оказанной медицинской помощи пациентов с ревматологическими заболеванием. Материалы и методы. Проведено анкетирование 10 врачей 1-го и 2-го ревматологических отделений клиники нефрологии, внутренних и профессиональных болезней им. Е.М. Тареева Университетской клинической больницы № 3 ФГАОУ В.О. Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России для определения необходимости включения тех или иных вопросов в анкету для пациентов ревматологического стационара и выявления наиболее важных аспектов в оценке удовлетворенности пациента качеством медицинской помощи.Результаты. Большинство врачей (80%) поддержали идею проведения социологического опроса пациентов на предмет изучения их удовлетворенности качеством медицинской помощи. На основании анализа ответов врачей на вопросы анкеты сформулированы критерии оценки удовлетворенности пациента, и разработана анкета для пациентов. Первым блоком анкеты для пациентов стали вопросы, оценивающие коммуникационные отношения медицинского персонала с пациентом, а также оценку пациентом профессиональных навыков медицинских сестер. Вторым — вопросы по оценке полноты и качества предоставляемой пациенту информации о его диагнозе, прогнозе заболевания, возможных методах лечения, побочных действиях лекарственных препаратов, а также о необходимом образе жизни и контроле боли. Третьим — вопросы, оценивающие материальное обеспечение стационара и работу вспомогательных подразделений. Четвертым — общие вопросы, оценивающие медицинскую организацию в целом, а также открытый вопрос, предлагающий оставить пациенту пожелания больнице.Заключение. Разработанные критерии оценки удовлетворенности пациента качеством медицинской помощи могут быть использованы при анкетировании пациентов в стационарах ревматологического профиля. Для цитирования: Микерова М.С., Каровайкина Е.А., Гараева А.С. Разработка и стандартизация критериев оценки удовлетворенности пациента как компонента качества медицинской помощи. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2019; 5−6: 24−29. DOI: 10.26347/1607−2502201905−06024−029
Ключевые слова: удовлетворенность пациента, качество медицинской помощи
Objective. To develop criteria for assessing the satisfaction with the quality of medical care among patients in a rheumatology hospital.Methods. 10 doctors of the 1st and 2d rheumatology departments of Tareev Clinic of Nephrology and Internal and Occupational Diseases, University Clinical Hospital # 3, First Moscow State Medical University (Sechenov University) took part in a survey showing the need to include some questions into the questionnaire for patients of a rheumatology hospital and to identify the most important aspects in assessing patient satisfaction with the quality of medical care.Results. The study showed that the majority of doctors (80%) supported the idea of conducting a sociological survey among the patients to assess their satisfaction with the quality of medical care. Based on the analysis of the doctors' answers to the questionnaire, criteria for assessing patient satisfaction were formulated and a patient questionnaire was developed. The first block of the questionnaire includes questions assessing the communication between medical staff and patients, as well as the patient’s assessment of the professional skills of nurses. Further, the questionnaire includes questions on the assessment of the completeness and quality of information provided to the patients about their diagnosis, prognosis of the disease, possible methods of treatment, side effects of drugs, as well as about lifestyle and pain control. The third block of the questionnaire consists of questions to evaluate the material support of the hospital and the work of the auxiliary units. Finally, general questions were added to the questionnaire, evaluating the medical organization as a whole, as well as an open question, suggesting the patient to give recommendations to the hospital.Interpretation. Developed criteria for assessing patient satisfaction with the quality of medical care can be used for questioning patients in rheumatology hospitals. For citation: Mikerova М.S., Karovaykina E.A., Garaeva A.S. Standard patient satisfaction assessment criteria as a component of medical care quality. Health Care Standardization Problems. 2019; 5−6: 24−29. DOI: 10.26347/1607−2502201905−06024−029
Keywords: patient satisfaction, quality of medical care.