http://doi.org/10.26347/1607-2502201905-06024-029

РАЗРАБОТКА И СТАНДАРТИЗАЦИЯ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИПАЦИЕНТА КАК КОМПОНЕНТА КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

М.С. Ми­ке­ро­ва, Е.А. Ка­ро­вайки­на, А.С. Га­ра­е­ва

Ав­то­ры заяв­ляют об от­сут­ствии воз­мож­ных кон­флик­тов ин­тере­сов.

Све­де­ния об ав­то­рах:

Ми­ке­ро­ва Ма­рия Сер­ге­ев­на — канд. мед. наук, до­цент, до­цент ка­фед­ры об­ще­ствен­но­го здо­ро­вья и здра­во­охра­не­ния име­ни Н.А. Се­маш­ко ФГАОУ В.О. Пер­вый МГМУ им. И.М. Се­че­но­ва Мин­здра­ва Рос­сии (Се­че­новский Уни­вер­си­тет). 119991, Москва, ул. Большая Пи­ро­говская, д. 2, стр. 2. Tел.: 8 (499)248−72−88. E-mail: masha-med@mail.ru. ORCID 0000−0003−2718−1895.

Ка­ро­вайки­на Ека­те­ри­на Алек­сан­дров­на — ас­пи­рант ка­фед­ры вну­трен­них, про­фес­сио­наль­ных бо­лез­ней и рев­ма­то­ло­гии ФГАОУ В.О. Пер­вый МГМУ им. И.М. Се­че­но­ва Мин­здра­ва Рос­сии (Се­че­новский Уни­вер­си­тет). 119435, Москва, ул. Россо­ли­мо, д. 11, стр. 5. E-mail: karovaikinaea@gmail.com. ORCID 0000−0002−0621−7054.

Га­ра­е­ва Ами­на Сул­та­нов­на — канд. мед. наук, до­цент ка­фед­ры об­ще­ствен­но­го здо­ро­вья и здра­во­охра­не­ния име­ни Н.А. Се­маш­ко ФГАОУ В.О. Пер­вый МГМУ им. И.М. Се­че­но­ва Мин­здра­ва Рос­сии (Се­че­новский Уни­вер­си­тет). 119991, Москва, ул. Большая Пи­ро­говская, д. 2, стр. 2. Тел.: 8 (499)248−72−88. E-mail: garaeva1972@mail.ru.

ФГАОУ В.О. Пер­вый Московский го­су­дар­ствен­ный ме­ди­цинский уни­вер­си­тет име­ни И.М. Се­че­но­ва Мин­здра­ва Рос­сии (Се­че­новский Уни­вер­си­тет), Москва, Рос­сия

Цель ис­сле­до­ва­ния. Раз­ра­бо­тать кри­те­рии оцен­ки удовле­тво­рен­но­сти ка­че­ством ока­зан­ной ме­ди­цинской по­мо­щи па­ци­ен­тов с рев­ма­то­ло­ги­че­ски­ми за­бо­ле­ва­ни­ем. Ма­те­ри­а­лы и ме­то­ды. Про­ве­де­но анке­ти­ро­ва­ние 10 вра­чей 1-го и 2-го рев­ма­то­ло­ги­че­ских отде­ле­ний кли­ни­ки не­фро­ло­гии, вну­трен­них и про­фес­сио­наль­ных бо­лез­ней им. Е.М. Та­реева Уни­вер­си­тетской кли­ни­че­ской боль­ни­цы № 3 ФГАОУ В.О. Пер­вый МГМУ им. И.М. Се­че­но­ва Мин­здра­ва Рос­сии для опре­де­ле­ния необ­хо­ди­мо­сти вклю­че­ния тех или иных во­про­сов в анке­ту для па­ци­ен­тов рев­ма­то­ло­ги­че­ско­го ста­ци­о­на­ра и вы­яв­ле­ния наи­бо­лее важ­ных ас­пек­тов в оцен­ке удовле­тво­рен­но­сти па­ци­ен­та ка­че­ством ме­ди­цинской по­мо­щи.Ре­зульта­ты. Большинство вра­чей (80%) под­дер­жа­ли идею про­ве­де­ния со­ци­о­ло­ги­че­ско­го опро­са па­ци­ен­тов на пред­мет изу­че­ния их удовле­тво­рен­но­сти ка­че­ством ме­ди­цинской по­мо­щи. На осно­ва­нии ана­ли­за от­ве­тов вра­чей на во­про­сы анке­ты сфор­му­ли­ро­ва­ны кри­те­рии оцен­ки удовле­тво­рен­но­сти па­ци­ен­та, и раз­ра­бо­та­на анке­та для па­ци­ен­тов. Пер­вым бло­ком анке­ты для па­ци­ен­тов ста­ли во­про­сы, оце­ни­ва­ю­щие ком­му­ни­ка­ци­он­ные от­но­ше­ния ме­ди­цинско­го пер­со­на­ла с па­ци­ен­том, а так­же оцен­ку па­ци­ен­том про­фес­сио­наль­ных на­вы­ков ме­ди­цинских се­стер. Вто­рым — во­про­сы по оцен­ке пол­но­ты и ка­че­ства предо­став­ляе­мой па­ци­ен­ту ин­фор­ма­ции о его диа­гно­зе, прогно­зе за­бо­ле­ва­ния, воз­мож­ных ме­то­дах ле­че­ния, по­боч­ных дей­стви­ях ле­кар­ствен­ных пре­па­ра­тов, а так­же о необ­хо­ди­мом об­ра­зе жиз­ни и контро­ле бо­ли. Тре­тьим — во­про­сы, оце­ни­ва­ю­щие ма­те­ри­аль­ное обес­пе­че­ние ста­ци­о­на­ра и ра­бо­ту вспо­мо­га­тель­ных подраз­де­ле­ний. Четвер­тым — об­щие во­про­сы, оце­ни­ва­ю­щие ме­ди­цинскую ор­га­ни­за­цию в це­лом, а так­же откры­тый во­прос, предла­га­ю­щий оста­вить па­ци­ен­ту по­же­ла­ния боль­ни­це.За­клю­че­ние. Раз­ра­бо­тан­ные кри­те­рии оцен­ки удовле­тво­рен­но­сти па­ци­ен­та ка­че­ством ме­ди­цинской по­мо­щи мо­гут быть ис­поль­зо­ва­ны при анке­ти­ро­ва­нии па­ци­ен­тов в ста­ци­о­на­рах рев­ма­то­ло­ги­че­ско­го про­фи­ля. Для ци­ти­ро­ва­ния: Ми­ке­ро­ва М.С., Ка­ро­вайки­на Е.А., Га­ра­е­ва А.С. Раз­ра­ботка и стан­дар­ти­за­ция кри­те­ри­ев оцен­ки удовле­тво­рен­но­сти па­ци­ен­та как компо­нен­та ка­че­ства ме­ди­цинской по­мо­щи. Пробле­мы стан­дар­ти­за­ции в здра­во­охра­не­нии. 2019; 5−6: 24−29. DOI: 10.26347/1607−2502201905−06024−029
Ключевые слова: удовлетворенность пациента, качество медицинской помощи

STANDARD PATIENT SATISFACTION ASSESSMENT CRITERIA AS A COMPONENT OF MEDICAL CARE QUALITY

M.S. Mikerova, E.A. Karovaykina, A.S. Garaeva

The authors declare no competing interests.

About the authors:

Maria S. Mikerova — Ph.D. in Medicine, Associate Professor, Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University), Semashko Department of Public Health and Health Care. Bolshaya Pirogovskaya Str., 2−2, Moscow, 119991, Russia. Tel.: 8 (499)248−72−88. E-mail: masha-med@mail.ru ORCID 0000−0003−2718−1895.

Ekaterina A. Karovaykina — Doctoral Student, Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University), Department of Internal, Occupational Diseases and Rheumatology. Rossolimo Str., 11/5, Moscow, 119435, Russia. E-mail: karovaikinaea@gmail.com ORCID 0000−0002−0621−7054.

Amina S. Garaeva — Ph.D. in Medicine, Associate Professor, Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University), Semashko Department of Public Health and Health Care. Bolshaya Pirogovskaya Str., 2−2, 119991, Moscow, Russia. Tel.: 8 (499)248−72−88. E-mail: garaeva1972@mail.ru.

Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University), Moscow, Russia

Objective. To develop criteria for assessing the satisfaction with the quality of medical care among patients in a rheumatology hospital.Methods. 10 doctors of the 1st and 2d rheumatology departments of Tareev Clinic of Nephrology and Internal and Occupational Diseases, University Clinical Hospital # 3, First Moscow State Medical University (Sechenov University) took part in a survey showing the need to include some questions into the questionnaire for patients of a rheumatology hospital and to identify the most important aspects in assessing patient satisfaction with the quality of medical care.Results. The study showed that the majority of doctors (80%) supported the idea of conducting a sociological survey among the patients to assess their satisfaction with the quality of medical care. Based on the analysis of the doctors' answers to the questionnaire, criteria for assessing patient satisfaction were formulated and a patient questionnaire was developed. The first block of the questionnaire includes questions assessing the communication between medical staff and patients, as well as the patient’s assessment of the professional skills of nurses. Further, the questionnaire includes questions on the assessment of the completeness and quality of information provided to the patients about their diagnosis, prognosis of the disease, possible methods of treatment, side effects of drugs, as well as about lifestyle and pain control. The third block of the questionnaire consists of questions to evaluate the material support of the hospital and the work of the auxiliary units. Finally, general questions were added to the questionnaire, evaluating the medical organization as a whole, as well as an open question, suggesting the patient to give recommendations to the hospital.Interpretation. Developed criteria for assessing patient satisfaction with the quality of medical care can be used for questioning patients in rheumatology hospitals. For citation: Mikerova М.S., Karovaykina E.A., Garaeva A.S. Standard patient satisfaction assessment criteria as a component of medical care quality. Health Care Standardization Problems. 2019; 5−6: 24−29. DOI: 10.26347/1607−2502201905−06024−029
Keywords: patient satisfaction, quality of medical care.