http://doi.org/10.26347/1607-2502201905-06003-016

О НЕОБХОДИМОСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Е.В. Смир­но­ва1, О.А. Вол­ко­ва1, С.Н. Черка­сов2

Ав­то­ры заяв­ляют об от­сут­ствии воз­мож­ных кон­флик­тов ин­тере­сов.

Све­де­ния об ав­то­рах:

Смир­но­ва Еле­на Вик­то­ров­на — стар­ший науч­ный со­труд­ник отде­ла ме­то­до­ло­гии про­ве­де­ния ауди­та эф­фек­тив­но­сти де­я­тель­но­сти учре­жде­ний здра­во­охра­не­ния ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ». 115184, Москва, Б. Та­тар­ская, д. 30. Тел.: 8 (495)951−57−41. E-mail: smirnovaev13@zdrav.mos.ru.

Вол­ко­ва Ок­са­на Алек­сан­дров­на — стар­ший науч­ный со­труд­ник отде­ла ме­то­до­ло­гии про­ве­де­ния ауди­та эф­фек­тив­но­сти де­я­тель­но­сти учре­жде­ний здра­во­охра­не­ния ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ». 115184, Москва, Б. Та­тар­ская, д. 30. Тел.: 8 (495)951−57−41. E-mail: VOA190471@yandex.ru.

Черка­сов Сер­гей Ни­ко­ла­е­вич — доктор ме­ди­цинских наук, за­ве­ду­ю­щий отде­лом ис­сле­до­ва­ний об­ще­ствен­но­го здо­ро­вья ФГБНУ «На­ци­о­наль­ный науч­но-ис­сле­до­ва­тель­ский инсти­тут об­ще­ствен­но­го здо­ро­вья име­ни Н.А. Се­маш­ко». 105064, Москва, ул. Во­рон­цо­во По­ле, д. 12, стр. 1. Тел.: +7 (495)917−48−86. E-mail: cherkasovsn@nriph.ru.

1 ГБУ На­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ский инсти­тут ор­га­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния и ме­ди­цинско­го ме­не­джмен­та Де­пар­тамен­та здра­во­охра­не­ния го­ро­да Моск­вы, Москва, Рос­сия; 2 ФГБНУ «На­ци­о­наль­ный науч­но-ис­сле­до­ва­тель­ский инсти­тут об­ще­ствен­но­го здо­ро­вья име­ни Н.А. Се­маш­ко», Москва, Рос­сия

Цель ис­сле­до­ва­ния. Изу­чить во­про­сы ор­га­ни­за­ции контро­ля ка­че­ства ме­ди­цинской по­мо­щи при ока­за­нии плат­ных ме­ди­цинских услуг (ПМУ) и раз­ра­бо­тать предло­же­ния ор­га­ни­за­ци­онно­го ха­рак­тера, способ­ству­ю­щие ре­ше­нию опре­де­лен­ной ча­сти проблем, за­тра­ги­ва­ю­щих ин­тере­сы па­ци­ен­тов и ме­ди­цинских ор­га­ни­за­ций при ока­за­нии ме­ди­цинских услуг. Ма­те­ри­а­лы и ме­то­ды. В ка­че­стве основ­ных ма­те­ри­а­лов ис­сле­до­ва­ния ис­поль­зо­ва­ны нор­ма­тив­ные пра­во­вые до­ку­мен­ты, ре­гла­мен­ти­ру­ю­щие ока­за­ние ме­ди­цинской по­мо­щи гра­жда­нам, вклю­чая ПМУ, а так­же наи­бо­лее ре­ле­вант­ные ста­тьи, опуб­ли­ко­ван­ные за по­след­ние го­ды, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о предо­став­ле­нии ПМУ в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.Ре­зульта­ты. На сего­дняш­ний день се­рьез­ной пробле­мой в ор­га­ни­за­ции ПМУ на­се­ле­нию яв­ляет­ся от­сут­ствие еди­ных под­хо­дов к ор­га­ни­за­ции уче­та и как след­ствие контро­ля объема, сро­ков и ка­че­ства ме­ди­цинской по­мо­щи, опла­чи­ва­е­мой из раз­лич­ных ис­точ­ни­ков, вклю­чая лич­ные сред­ства гра­ждан. При этом при­чи­на проблем — не­за­вер­шен­ность нор­ма­тив­но­го пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния ПМУ и недо­ра­бо­тан­ность инстру­мен­тов уче­та и контро­ля ка­че­ства ме­ди­цинской по­мо­щи, предо­став­ляе­мой па­ци­ен­там на воз­мезд­ной осно­ве, осо­бен­но в от­но­ше­нии ме­ди­цинских ор­га­ни­за­ций, сов­ме­ща­ю­щих ока­за­ние ме­ди­цинской по­мо­щи на воз­мезд­ной и безвоз­мезд­ной осно­ве.За­клю­че­ние. Для ре­ше­ния пробле­мы «ин­фор­ма­ци­он­ной разо­рван­но­сти» в во­про­сах уче­та и контро­ля ка­че­ства ме­ди­цинской по­мо­щи необ­хо­ди­мо сфор­миро­вать еди­ные под­хо­ды, ре­гла­мен­ти­ру­ю­щие ор­га­ни­за­цию и про­ве­де­ние контро­ля ка­че­ства ме­ди­цинской по­мо­щи, предо­став­лен­ной па­ци­ен­там не толь­ко по ОМС, но и в рам­ках ока­за­ния ПМУ. Для ци­ти­ро­ва­ния: Смир­но­ва Е.В., Вол­ко­ва О.А., Черка­сов С.Н. О необ­хо­ди­мости стан­дар­ти­за­ции ор­га­ни­за­ции уче­та и контро­ля ка­че­ства ме­ди­цинской по­мо­щи при ока­за­нии плат­ных ме­ди­цинских услуг. Пробле­мы стан­дар­ти­за­ции в здра­во­охра­не­нии. 2019; 5−6: 3−16. DOI: 10.26347/1607−2502201905−06003−016For citation: Smirnova E.V., Volkova О.А., Cherkasov S.N. Importance of standards in organization of quality control in paid medical services. Health care Standardization Problems. 2019; 5−6: 3−16. DOI: 10.26347/1607−2502201905−06003−016
Ключевые слова: платные медицинские услуги, медицинская организация, контроль качества, информационные системы

IMPORTANCE OF STANDARDS IN ORGANIZATION OF QUALITY CONTROL IN PAID MEDICAL SERVICES

E.V. Smirnova1, O.A. Volkova1, S.N. Cherkasov2

The authors declare no competing interests.

About the authors:

Elena V. Smirnova — Senior Research Fellow, Department of the Medical Organization Audit Methodology, Scientific Research Institute of Healthcare Organization and Medical Management, Moscow Department of Healthcare. 115184, Moscow, B. Tatarskaya Str., 30. Tel.: +7 (495)951−57−41. E-mail: smirnovaev13@zdrav.mos.ru.

Oksana A. Volkova — Senior Research Fellow, Department of the Medical Organization Audit Methodology, Scientific Research Institute of Healthcare Organization and Medical Management, Moscow Department of Healthcare. 115184, Moscow, B. Tatarskaya Str., 30. Tel.: +7 (495)951−57−41. E-mail: VOA190471@yandex.ru.

Sergey N. Cherkasov — Sc. D. in Medicine, Head of the Department of Public Health Research, Semashko N.A. National Research Institute of Public Health. 105064, Russian Federation, Moscow, 12 Vorontsovo Pole Str., bld. 1. Tel.: +7 (495)917−48−86. E-mail: cherkasovsn@nriph.ru.

1 Scientific Research Institute of Healthcare Organization and Medical Management, Moscow Department of Healthcare, Moscow, Russia; 2 Semashko N.A. National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia

Objective. To study the organization of service quality control and to develop roadmap providing the solution of certain problems relating to patient interests and medical organization when providing medical services, including the paid ones.Methods. The study is based on the legal documents regulating the delivery of health care for citizens including paid medical services and the most relevant recent articles containing information on providing paid medical services in the Russian Federation.Results. A serious problem in providing paid medical services to the population is brought by the lack of the common approaches to the organization of verification and, as a result, control of volume, terms and quality of the medical services paid from various sources including personal finances of citizens. At the same time these problems are grounded in the imperfection of the legal regulation of healthcare paid industry and unrefined instruments of account and quality control of the paid medical care, especially concerning the medical organizations providing both paid and free medical services.Interpretation. To solve the problem of the «information gap» in accounting and organization of service quality control in healthcare paid industry, it is necessary to create common approaches regulating the organization and quality control of medical care provided to patients not only under compulsory medical insurance but also within the paid medical services.
Keywords: paid medical services, medical organization, quality control, information systems.