http://doi.org/10.26347/1607-2502201903-04034-039

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

А.Н. Ма­ка­ров1, И.А. Ма­ка­ров2

Ав­то­ры заяв­ляют об от­сут­ствии воз­мож­ных кон­флик­тов ин­тере­сов.

Све­де­ния об ав­то­рах:

Ма­ка­ров Алек­сандр Ни­ко­ла­е­вич — канд. экон. наук, до­цент. ФБУ «Го­су­дар­ствен­ный регио­наль­ный центр стан­дар­ти­за­ции, мет­ро­ло­гии и ис­пы­та­ний в Ни­же­го­родской об­ла­сти». 603950, г. Ниж­ний Нов­го­род, ул. Рес­пуб­ли­канская, д. 1. Тел. +7 (920)296−68−20. E-mail: sk83.90@mail.ru

Ма­ка­ров Иван Алек­сандрович — сту­дент 6-го кур­са ле­чеб­но­го фа­культе­та При­волж­ско­го Ис­сле­до­ва­тель­ско­го Ме­ди­цинско­го Уни­вер­си­те­та. 603950, г. Ниж­ний Нов­го­род, пл. Ми­ни­на и По­жар­ско­го, д. 10/1. Тел. +7 (910)125−92−41. E-mail: sk83.90@mail.ru

1ФБУ «Го­су­дар­ствен­ный регио­наль­ный центр стан­дар­ти­за­ции, мет­ро­ло­гии и ис­пы­та­ний в Ни­же­го­родской об­ла­сти», г. Ниж­ний Нов­го­род, Рос­сия; 2ФГБОУ ВО «При­волж­ский ис­сле­до­ва­тель­ский ме­ди­цинский уни­вер­си­тет» Ми­ни­стер­ства здра­во­охра­не­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, г. Ниж­ний Нов­го­род, Рос­сия

Цель ис­сле­до­ва­ния. Про­ана­ли­зи­ро­вать струк­ту­ру фи­нан­со­вых по­то­ков в си­сте­ме здра­во­охра­не­ние Ни­же­го­родской об­ла­сти. Ма­те­ри­а­лы и ме­то­ды. Исполь­зо­ва­лись дан­ные Ми­ни­стер­ства фи­нан­сов Ни­же­го­родской об­ла­сти о струк­ту­ре кон­со­ли­ди­ро­ван­но­го бюд­же­та за пе­ри­од 2015—2017 гг., а так­же ста­ти­сти­че­ская ин­фор­ма­ция Ни­же­го­родско­го коми­те­та по ста­ти­сти­ке Ни­же­го­родской об­ла­сти. Ана­лиз рас­хо­дов на фи­нан­си­ро­ва­ние Про­грам­мы раз­ви­тия здра­во­охра­не­ния регио­на про­ве­ден на осно­ва­нии За­ко­на Ни­же­го­родской об­ла­сти от 18 де­ка­бря 2014 № 184-З «Об об­ласт­ном бюд­же­те на 2015 год и на пла­но­вый пе­ри­од 2016 и 2017 го­дов». Для ста­ти­сти­че­ской об­ра­ботки по­лу­чен­ных дан­ных при­ме­ня­лись как ста­ти­сти­че­ские ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния (срав­не­ния, груп­пи­ров­ки дан­ных, ме­тод аб­со­лют­ных и от­но­си­тель­ных ве­личин), так и ме­то­ды эко­но­ми­че­ско­го ана­ли­за (го­ри­зонталь­ный, вер­ти­каль­ный, трен­до­вый ана­ли­зы).Ре­зульта­ты. Ана­лиз ис­пол­не­ния кон­со­ли­ди­ро­ван­но­го бюд­же­та Ни­же­го­родской об­ла­сти в сфе­ре здра­во­охра­не­ния за пе­ри­од 2014—2017 гг. по­ка­зал сни­же­ние с 21,58% в 2014 г. до 9,15% в 2017 г. до­ли средств, вы­де­ля­е­мых на ну­жды здра­во­охра­не­ния, в струк­ту­ре рас­хо­дов на регио­нальные со­ци­аль­но-культур­ные ме­ро­при­я­тия. Ре­зульта­ты изу­че­ния струк­ту­ры рас­хо­дов на фи­нан­си­ро­ва­ние Про­грам­мы раз­ви­тия здра­во­охра­не­ния регио­на вы­яви­ли, что в пе­ри­од с 2015 по 2017 гг. зна­чи­тель­ную до­лю де­неж­ных средств по­лу­чи­ли та­кие под­про­грам­мы (направ­ле­ния) Про­грам­мы, как со­вер­шен­ство­ва­ние си­сте­мы тер­ри­то­ри­аль­но­го пла­ни­ро­ва­ния здра­во­охра­не­ния об­ла­сти (от 50 в 2015 г. до 56% в 2017 г.) и ока­за­ние спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной, в том чис­ле вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ной ме­ди­цинской по­мо­щи (от 33 в 2015 г. до 28,2% в 2017 г.).За­клю­че­ние. Сни­же­ние фи­нан­сового обес­пе­че­ния си­сте­мы здра­во­охра­не­ния регио­на за пе­ри­од с 2015 по 2017 г. как в гра­ни­цах рас­хо­дов кон­со­ли­ди­ро­ван­но­го бюд­же­та об­ла­сти, так и по Про­грам­ме раз­ви­тия здра­во­охра­не­ния проис­хо­дит на фо­не тен­ден­ции умень­ше­ния ко­ли­че­ства вра­чей в об­ла­сти за ис­сле­ду­е­мый пе­ри­од. Си­ту­а­ция с умень­ше­ни­ем ко­ли­че­ства вра­чей мо­жет при­ве­сти к умень­ше­нию эф­фек­тив­но­сти ра­бо­ты по­след­них в свя­зи с большей на­груз­кой, что мо­жет при­ве­сти к ме­нее пол­но­цен­но­му вни­ма­нию к па­ци­ен­ту и большей ве­ро­ят­но­сти диа­гно­сти­че­ских оши­бок. Образо­вав­ший­ся де­фи­цит фи­нан­со­вых ре­сур­сов в сфе­ре здра­во­охра­не­ния регио­на предла­га­ет­ся преодо­леть за счет раз­ви­тия го­су­дар­ствен­но-частно­го парт­нер­ства (ГЧП). Пре­иму­ще­ства ГЧП компен­си­ру­ют недо­стат­ки фи­нан­си­ро­ва­ния от­расли, по­вы­сив при этом эф­фек­тив­ность управ­ле­ния здра­во­охра­не­нием в регио­не. Для ци­ти­ро­ва­ния: Ма­ка­ров А.Н., Ма­ка­ров И.А. Со­вер­шен­ство­ва­ние фи­нан­сового обес­пе­че­ния здра­во­охра­не­ния ни­же­го­родской об­ла­сти. Пробле­мы стан­дар­ти­за­ции в здра­во­охра­не­нии. 2019; 3−4: 34−39.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, здравоохранение Нижегородской области, численность врачей, консолидированный бюджет, Программа развития здравоохранения Нижегородской области

UPDATING THE FINANCIAL PROVISION OF HEALTH CARE IN THE NIZHNY NOVGOROD REGION

A.N. Makarov1, I.A. Makarov2

The authors declare the absence of possible conflicts of interest.

About the authors:

Alexander N. Makarov — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Federal State Institution «State Regional Center for Standardization, Metrology and Testing in the Nizhny Novgorod Region». 603950, Nizhny Novgorod, Respublikanskaya St., 1. Tel.: +7 (920)296−68−20. E-mail: sk83.90@mail.ru

Ivan A. Makarov — 6th year student, General Medicine Department, Privolzhsky Research Medical University. 603950, Nizhny Novgorod, Minin and Pozharsky Sq., 10/1. Tel.: +7 (910)125−92−41. E-mail: sk83.90@mail.ru

1Federal state institution «State Regional Center for Standardization, Metrology and Testing in the Nizhny Novgorod Region», Nizhny Novgorod, Russia; 2Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Privolzhsky Research Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Nizhny Novgorod, Russia

Objective. To analyse the structure of financial flows in the health care system of the Nizhny Novgorod region. Materials and methods. The data on the structure of the consolidated budget for the period 2015—2017 provided by the Ministry of Finance of the Nizhny Novgorod region were used, as well as the statistical information of the Statistics Committee of the Nizhny Novgorod Region. The financing of the «Program for the Development of Health care in the Region» was analysed on the basis of Nizhny Novgorod Region Law No. 184-z of December 18, 2014 «On the Regional Budget for 2015 and the Planning Period of 2016—2017». The statistical processing of the obtained data was performed with both statistical research methods (comparisons, data groupings, absolute and relative values), and economic analysis methods (horizontal analysis, vertical analysis, trend analysis) were used.Results. Analysis of the consolidated health care budget for 2014—2017 of the Nizhny Novgorod region showed a decrease of funds from 21.58% in 2014 to 9.15% in 2017 allocated for health care within the regional social and cultural activities. It was established that within the Region Health Development Program in 2015—2017, significant funds were allocated to such subprograms (areas) as improvement of the territorial health planning system of the region (from 50% in 2015 to 56% in 2017) and the provision of specialized (including high-tech) medical care (from 33% in 2015 up to 28.2% in 2017).Conclusion. The decrease in the financial support of the region’s health system from 2015 to 2017, both within the limits of expenditures of the region’s consolidated budget and the Health Development Program, occurs against the background of a decreasing number of doctors in the region during the study period. The situation with a decrease in the number of doctors may lead to a decrease in the efficiency of the latter due to a greater workload, which may lead to less carefull attention to a patient and a greater likelihood of diagnostic errors. The resulting shortage of financial resources in the health sector of the region may be solved by developing public-private partnerships (PPPs). The advantages of PPPs may compensate the decreasing health care financing, while increasing the effectiveness of health care management in the region.
Keywords: public-private partnership, health care of the Nizhny Novgorod region, the number of doctors, a consolidated budget, the Program for the Development of Health Care of the Nizhny Novgorod Region.