http://doi.org/10.26347/1607-2502201903-04034-039
Цель исследования. Проанализировать структуру финансовых потоков в системе здравоохранение Нижегородской области. Материалы и методы. Использовались данные Министерства финансов Нижегородской области о структуре консолидированного бюджета за период 2015—2017 гг., а также статистическая информация Нижегородского комитета по статистике Нижегородской области. Анализ расходов на финансирование Программы развития здравоохранения региона проведен на основании Закона Нижегородской области от 18 декабря 2014 № 184-З «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Для статистической обработки полученных данных применялись как статистические методы исследования (сравнения, группировки данных, метод абсолютных и относительных величин), так и методы экономического анализа (горизонтальный, вертикальный, трендовый анализы).Результаты. Анализ исполнения консолидированного бюджета Нижегородской области в сфере здравоохранения за период 2014—2017 гг. показал снижение с 21,58% в 2014 г. до 9,15% в 2017 г. доли средств, выделяемых на нужды здравоохранения, в структуре расходов на региональные социально-культурные мероприятия. Результаты изучения структуры расходов на финансирование Программы развития здравоохранения региона выявили, что в период с 2015 по 2017 гг. значительную долю денежных средств получили такие подпрограммы (направления) Программы, как совершенствование системы территориального планирования здравоохранения области (от 50 в 2015 г. до 56% в 2017 г.) и оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи (от 33 в 2015 г. до 28,2% в 2017 г.).Заключение. Снижение финансового обеспечения системы здравоохранения региона за период с 2015 по 2017 г. как в границах расходов консолидированного бюджета области, так и по Программе развития здравоохранения происходит на фоне тенденции уменьшения количества врачей в области за исследуемый период. Ситуация с уменьшением количества врачей может привести к уменьшению эффективности работы последних в связи с большей нагрузкой, что может привести к менее полноценному вниманию к пациенту и большей вероятности диагностических ошибок. Образовавшийся дефицит финансовых ресурсов в сфере здравоохранения региона предлагается преодолеть за счет развития государственно-частного партнерства (ГЧП). Преимущества ГЧП компенсируют недостатки финансирования отрасли, повысив при этом эффективность управления здравоохранением в регионе. Для цитирования: Макаров А.Н., Макаров И.А. Совершенствование финансового обеспечения здравоохранения нижегородской области. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2019; 3−4: 34−39.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, здравоохранение Нижегородской области, численность врачей, консолидированный бюджет, Программа развития здравоохранения Нижегородской области
Objective. To analyse the structure of financial flows in the health care system of the Nizhny Novgorod region. Materials and methods. The data on the structure of the consolidated budget for the period 2015—2017 provided by the Ministry of Finance of the Nizhny Novgorod region were used, as well as the statistical information of the Statistics Committee of the Nizhny Novgorod Region. The financing of the «Program for the Development of Health care in the Region» was analysed on the basis of Nizhny Novgorod Region Law No. 184-z of December 18, 2014 «On the Regional Budget for 2015 and the Planning Period of 2016—2017». The statistical processing of the obtained data was performed with both statistical research methods (comparisons, data groupings, absolute and relative values), and economic analysis methods (horizontal analysis, vertical analysis, trend analysis) were used.Results. Analysis of the consolidated health care budget for 2014—2017 of the Nizhny Novgorod region showed a decrease of funds from 21.58% in 2014 to 9.15% in 2017 allocated for health care within the regional social and cultural activities. It was established that within the Region Health Development Program in 2015—2017, significant funds were allocated to such subprograms (areas) as improvement of the territorial health planning system of the region (from 50% in 2015 to 56% in 2017) and the provision of specialized (including high-tech) medical care (from 33% in 2015 up to 28.2% in 2017).Conclusion. The decrease in the financial support of the region’s health system from 2015 to 2017, both within the limits of expenditures of the region’s consolidated budget and the Health Development Program, occurs against the background of a decreasing number of doctors in the region during the study period. The situation with a decrease in the number of doctors may lead to a decrease in the efficiency of the latter due to a greater workload, which may lead to less carefull attention to a patient and a greater likelihood of diagnostic errors. The resulting shortage of financial resources in the health sector of the region may be solved by developing public-private partnerships (PPPs). The advantages of PPPs may compensate the decreasing health care financing, while increasing the effectiveness of health care management in the region.
Keywords: public-private partnership, health care of the Nizhny Novgorod region, the number of doctors, a consolidated budget, the Program for the Development of Health Care of the Nizhny Novgorod Region.