http://doi.org/10.26347/1607-2502201901-02040-047
Цель исследования. Обосновать и разработать мероприятия по улучшению готовности работников ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» (ЦГ и Э) к соблюдению требований системы менеджмента качества (СМК) органа инспекции. Материалы и методы. Для обоснования мероприятий по улучшению готовности кадров к работе в СМК проведено изучение знаний о системе, мотивации выполнения требования СМК, а также факторов, влияющих на готовность к эффективной работе, разработана анкета для работников органа инспекции ЦГ и Э, состоящего из Центра и филиалов. Общее число опрошенных составило 258 человек, из них работников органа инспекции центрального офиса (Центр) ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» —75, филиалов — 183. При выполнении работы применялись статистические методы (для оценки достоверности различий применялись методы статистики — критерий Фишера, критерий Пирсона; проводился расчет отношения шансов), социологический и логический методы исследования.Результаты. Получены данные, свидетельствующие о низкой готовности работников соблюдать требования внедренной системы менеджмента качества вне зависимости от стажа работы и образования, обусловленной отсутствием базовых знаний у специалистов о СМК и отсутствием мотивации сотрудников к освоению процессов обеспечения качества, а также недостаточностью образовательного аспекта существующей СМК. Установлена целесообразность активного вовлечения молодых кадров и специалистов со средним профессиональным образованием к обеспечению качества процессов инспекционной деятельности. Предложено обучение целевых дифференцированных групп по образованию (высшее профессиональное и среднее профессиональное образование); повышение квалификации молодых кадров на рабочих местах в рамках трехлетнего наставничества и мониторинга деятельности персонала; привлечение к поддержанию в рабочем состоянии СМК специалистов со средним профессиональным образованием к организации поддержания в рабочем состоянии СМК; изменение периодичности проведения аудитов; внедрение теоретических основ менеджмента качества органа инспекции в программы высшего профессионального медико-профилактического образования, а также в программы профессиональной подготовки специалистов со средним медико-профилактическим образованием; проведение ежегодного анкетирования.Заключение. Внедрение анкетирования будет способствовать выявлению проблем и их мониторированию, улучшению СМК, проведению неформального контроля ее эффективности, выявлению критических точек в функционировании СМК, планированию предупреждающих действий. Обучение сотрудников органа инспекции и повышение квалификации на рабочих местах по целевым группами, сформированным в зависимости от образования и стажа работы, дифференцирование информации и обеспечение доступности ее для понимания будет содействовать вовлечению персонала всех уровней в процесс обеспечения качества, внедрение в образовательные программы медико-профилактического факультета теоретических основ менеджмента качества органа инспекции позволит обеспечить деятельность вновь принятого персонала уже на этапе стажировки.
Ключевые слова: система менеджмента качества, орган инспекции, оптимизация, эффективность, проблемы СМК, персонал, предупреждающие действия, готовность к эффективной работе
Objective.To substantiate and develop measures to improve the readiness of workers of «The Center of Hygiene and Epidemiology in the City of Moscow» to comply with the requirements of the quality management system (QMS) of the inspection body. Materials and methods. To substantiate measures to improve the qualification of personnel for work in the QMS, was conducted a study of knowledge of the system, motivation for fulfilling the requirements of the QMS and factors affecting readiness for effective work. A questionnaire was developed for employees of an inspection body consisting of the Center and branches. The total number of respondents was 258 people, including 75 employees of the inspection body of the central office (Center) of «The Center of Hygiene and Epidemiology in the City of Moscow», 183 employees of the branches. When performing the work, statistical methods (to assess the reliability of differences — Fisher criterion, Pearson criterion; odds ratios were calculated), sociological and logical research methods were usedResults. The data obtained testifies to the low willingness of employees to comply with the requirements of the implemented quality management system, regardless of length of service and education, due to the lack of basic knowledge of QMS and lack of motivation of employees to master the quality assurance processes, as well as the lack of educational aspect of the existing QMS. The feasibility of the active involvement of young personnel and specialists with secondary vocational education to ensure the quality of the processes of inspection activities has been established. It is proposed: to organize training of target groups differentiated by education (higher vocational and secondary vocational education); to improve the skills of young people in the workplace in the framework of three-year mentoring and monitoring of personnel activities; to involve specialists with secondary vocational education in organizing maintaining of the QMS in working condition; to change the frequency of audits; to introduce the theoretical foundations of the quality management of the inspection body into the programs of higher professional medical preventive education, as well as into professional training programs for specialists with secondary medical preventive education; to conduct an annual survey.Conclusion. The introduction of the survey will help to identify problems and to carry out their monitoring, improve the QMS, conduct informal monitoring of its effectiveness, identify critical points in the functioning of the QMS, and plan preventive actions. Training employees of the inspection and advanced training body at workplaces for target groups formed depending on education and work experience, differentiating information and making it available for understanding will help staff at all levels to become involved in the quality assurance process, and the introduction of the theoretical foundations of the quality management of the inspection body into the educational programs of the medical-preventive faculty will ensure the activities of the newly hired staff at the internship stage.
Keywords: Quality management system, inspection body, optimization, efficiency, QMS problems, personnel, preventive actions, readiness for effective work