http://doi.org/10.26347/1607-2502201901-02040-047

ГОТОВНОСТЬ РАБОТНИКОВ ОРГАНА ИНСПЕКЦИИ ФБУЗ «ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИВ ГОРОДЕ МОСКВЕ» К ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Т.И. Гор­дее­ва1, А.П. Голубева2

Ав­то­ры заяв­ляют об от­сут­ствии воз­мож­ных кон­флик­тов ин­тере­сов.

Гор­дее­ва Та­тья­на Иго­рев­на — за­ве­ду­ю­щая отде­лом ор­га­ни­за­ции ока­за­ния са­ни­тар­но-эпи­де­мио­ло­ги­че­ских услуг ФБУЗ «Центр ги­ги­е­ны и эпи­де­мио­ло­гии в го­ро­де Москве». 129626, Москва, Граф­ский пере­улок, д. 4, кор. 2/4. Тел. +7 (495)616−66−08. E-mail: tigordeeva@mail.ru

Голубева Ал­ла Про­ко­фьев­на — д-р мед. наук, про­фес­сор, про­фес­сор ка­фед­ры об­ще­ствен­но­го здо­ро­вья и здра­во­охра­не­ния им. Н.А. Се­маш­ко МПФ, ФГАОУ В.О. Пер­вый МГМУ им. И.М. Се­че­но­ва (Се­че­новский Уни­вер­си­тет) Мин­здра­ва Рос­сии. 119992, Москва, ул. Большая Пи­ро­говская, д. 2, стр. 2. Тел.: +7 (499)248−72−88. E-mail: apgolub@mail.ru

1ФБУЗ «Центр ги­ги­е­ны и эпи­де­мио­ло­гии в го­ро­де Москве», Москва, Рос­сия; 2ФГАОУ В.О. Пер­вый Московский го­су­дар­ствен­ный ме­ди­цинский уни­вер­си­тет им. И.М. Се­че­но­ва Мин­здра­ва Рос­сии (Се­че­новский Уни­вер­си­тет), Москва,; Рос­сия

Цель ис­сле­до­ва­ния. Обо­сно­вать и раз­ра­бо­тать ме­ро­при­я­тия по улуч­ше­нию го­тов­но­сти ра­бот­ни­ков ФБУЗ «Центр ги­ги­е­ны и эпи­де­мио­ло­гии в го­ро­де Москве» (ЦГ и Э) к соблю­де­нию тре­бо­ва­ний си­сте­мы ме­не­джмен­та ка­че­ства (СМК) ор­га­на инспек­ции. Ма­те­ри­а­лы и ме­то­ды. Для об­ос­но­ва­ния ме­ро­при­я­тий по улуч­ше­нию го­тов­но­сти кад­ров к ра­бо­те в СМК про­ве­де­но изу­че­ние зна­ний о си­сте­ме, моти­ва­ции вы­пол­не­ния тре­бо­ва­ния СМК, а так­же фак­то­ров, влия­ю­щих на го­тов­ность к эф­фек­тив­ной ра­бо­те, раз­ра­бо­та­на анке­та для ра­бот­ни­ков ор­га­на инспек­ции ЦГ и Э, со­сто­я­ще­го из Цен­тра и фи­ли­а­лов. Об­щее чис­ло опро­шен­ных со­ста­ви­ло 258 че­ло­век, из них ра­бот­ни­ков ор­га­на инспек­ции цен­траль­но­го офи­са (Центр) ФБУЗ «Центр ги­ги­е­ны и эпи­де­мио­ло­гии в го­ро­де Москве» —75, фи­ли­а­лов — 183. При вы­пол­не­нии ра­бо­ты при­ме­ня­лись ста­ти­сти­че­ские ме­то­ды (для оцен­ки до­сто­вер­но­сти раз­ли­чий при­ме­ня­лись ме­то­ды ста­ти­сти­ки — кри­те­рий Фи­ше­ра, кри­те­рий Пир­со­на; про­во­дил­ся рас­чет от­но­ше­ния шан­сов), со­ци­о­ло­ги­че­ский и ло­ги­че­ский ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния.Ре­зульта­ты. По­лу­че­ны дан­ные, сви­де­тель­ству­ю­щие о низ­кой го­тов­но­сти ра­бот­ни­ков соблю­дать тре­бо­ва­ния вне­дрен­ной си­сте­мы ме­не­джмен­та ка­че­ства вне за­ви­си­мо­сти от ста­жа ра­бо­ты и об­разо­ва­ния, обу­слов­лен­ной от­сут­стви­ем ба­зо­вых зна­ний у спе­ци­а­ли­стов о СМК и от­сут­стви­ем моти­ва­ции со­труд­ни­ков к осво­е­нию про­цес­сов обес­пе­че­ния ка­че­ства, а так­же недо­ста­точно­стью об­разо­ва­тель­но­го ас­пек­та су­ще­ству­ю­щей СМК. Уста­нов­ле­на це­ле­со­об­раз­ность ак­тив­но­го во­вле­че­ния мо­ло­дых кад­ров и спе­ци­а­ли­стов со сред­ним про­фес­сио­наль­ным об­разо­ва­ни­ем к обес­пе­че­нию ка­че­ства про­цес­сов инспек­ци­он­ной де­я­тель­но­сти. Предло­же­но обу­че­ние це­ле­вых диф­фе­рен­ци­ро­ван­ных групп по об­разо­ва­нию (выс­шее про­фес­сио­наль­ное и сред­нее про­фес­сио­наль­ное об­разо­ва­ние); по­вы­ше­ние ква­ли­фи­ка­ции мо­ло­дых кад­ров на ра­бо­чих ме­стах в рам­ках трех­лет­не­го на­став­ни­че­ства и мо­ни­то­рин­га де­я­тель­но­сти пер­со­на­ла; при­вле­че­ние к под­дер­жа­нию в ра­бо­чем со­сто­я­нии СМК спе­ци­а­ли­стов со сред­ним про­фес­сио­наль­ным об­разо­ва­ни­ем к ор­га­ни­за­ции под­дер­жа­ния в ра­бо­чем со­сто­я­нии СМК; из­ме­не­ние пе­ри­о­дич­но­сти про­ве­де­ния ауди­тов; вне­дре­ние тео­ре­ти­че­ских основ ме­не­джмен­та ка­че­ства ор­га­на инспек­ции в про­грам­мы выс­ше­го про­фес­сио­наль­но­го ме­ди­ко-про­фи­лак­ти­че­ско­го об­разо­ва­ния, а так­же в про­грам­мы про­фес­сио­наль­ной под­го­тов­ки спе­ци­а­ли­стов со сред­ним ме­ди­ко-про­фи­лак­ти­че­ским об­разо­ва­ни­ем; про­ве­де­ние еже­год­но­го анке­ти­ро­ва­ния.За­клю­че­ние. Вне­дре­ние анке­ти­ро­ва­ния бу­дет способ­ство­вать вы­яв­ле­нию проблем и их мо­ни­то­ри­ро­ва­нию, улуч­ше­нию СМК, про­ве­де­нию не­фор­маль­но­го контро­ля ее эф­фек­тив­но­сти, вы­яв­ле­нию кри­ти­че­ских то­чек в функ­ци­о­ни­ро­ва­нии СМК, пла­ни­ро­ва­нию преду­пре­жда­ю­щих дей­ствий. Обу­че­ние со­труд­ни­ков ор­га­на инспек­ции и по­вы­ше­ние ква­ли­фи­ка­ции на ра­бо­чих ме­стах по це­ле­вым груп­па­ми, сфор­миро­ван­ным в за­ви­си­мо­сти от об­разо­ва­ния и ста­жа ра­бо­ты, диф­фе­рен­ци­ро­ва­ние ин­фор­ма­ции и обес­пе­че­ние до­ступ­но­сти ее для по­ни­ма­ния бу­дет со­дей­ство­вать во­вле­че­нию пер­со­на­ла всех уров­ней в про­цесс обес­пе­че­ния ка­че­ства, вне­дре­ние в об­разо­ва­тель­ные про­грам­мы ме­ди­ко-про­фи­лак­ти­че­ско­го фа­культе­та тео­ре­ти­че­ских основ ме­не­джмен­та ка­че­ства ор­га­на инспек­ции поз­во­лит обес­пе­чить де­я­тель­ность вновь при­ня­то­го пер­со­на­ла уже на эта­пе ста­жи­ров­ки.
Ключевые слова: система менеджмента качества, орган инспекции, оптимизация, эффективность, проблемы СМК, персонал, предупреждающие действия, готовность к эффективной работе

READINESS OF WORKERS OF THE INSPECTION ORGANIZATION FBHI «THE CENTER OF HYGIENE AND EPIDEMIOLOGY IN THE CITY OF MOSCOW» TO IMPLEMENT THE REQUIREMENTS OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

T.I. Gordeeva1, A.P. Golubeva2

Authors declare lack of the possible conflicts of interests.

Tatyana I. Gordeeva — Head of the Department of the Organization of Sanitary and Epidemiological Services of FBHI «Center for Hygiene and Epidemiology in Moscow», Moscow, 129626, Moscow, Grafskiy lane, 4, bld. 2/4. Tel. +7 (495)616−66−08. E-mail: tigordeeva@mail.ru

Alla P. Golubeva — Doctor of Medical Sciences, Professor, Professor of the Department of Public Health and Healthcare named after N.A. Semashko Federal state Autonomous educational institution of higher education I.M. Sechenov First Moscow state medical University of the Ministry of health of the Russian Federation (Sechenov University), Ministry of Healthcare of the Russian Federation. 119992, Moscow, Bolshaya Pirogovskaya St., 2, bld. 2. Теl.: +7 (499)248−72−88. E-mail: apgolub@mail.ru

1Federal Budget Institution of health care «The Center of Hygiene and Epidemiology in Moscow», Moscow, Russia; 2Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education the I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation (Sechenov University), Moscow, Russia

Objective.To substantiate and develop measures to improve the readiness of workers of «The Center of Hygiene and Epidemiology in the City of Moscow» to comply with the requirements of the quality management system (QMS) of the inspection body. Materials and methods. To substantiate measures to improve the qualification of personnel for work in the QMS, was conducted a study of knowledge of the system, motivation for fulfilling the requirements of the QMS and factors affecting readiness for effective work. A questionnaire was developed for employees of an inspection body consisting of the Center and branches. The total number of respondents was 258 people, including 75 employees of the inspection body of the central office (Center) of «The Center of Hygiene and Epidemiology in the City of Moscow», 183 employees of the branches. When performing the work, statistical methods (to assess the reliability of differences — Fisher criterion, Pearson criterion; odds ratios were calculated), sociological and logical research methods were usedResults. The data obtained testifies to the low willingness of employees to comply with the requirements of the implemented quality management system, regardless of length of service and education, due to the lack of basic knowledge of QMS and lack of motivation of employees to master the quality assurance processes, as well as the lack of educational aspect of the existing QMS. The feasibility of the active involvement of young personnel and specialists with secondary vocational education to ensure the quality of the processes of inspection activities has been established. It is proposed: to organize training of target groups differentiated by education (higher vocational and secondary vocational education); to improve the skills of young people in the workplace in the framework of three-year mentoring and monitoring of personnel activities; to involve specialists with secondary vocational education in organizing maintaining of the QMS in working condition; to change the frequency of audits; to introduce the theoretical foundations of the quality management of the inspection body into the programs of higher professional medical preventive education, as well as into professional training programs for specialists with secondary medical preventive education; to conduct an annual survey.Conclusion. The introduction of the survey will help to identify problems and to carry out their monitoring, improve the QMS, conduct informal monitoring of its effectiveness, identify critical points in the functioning of the QMS, and plan preventive actions. Training employees of the inspection and advanced training body at workplaces for target groups formed depending on education and work experience, differentiating information and making it available for understanding will help staff at all levels to become involved in the quality assurance process, and the introduction of the theoretical foundations of the quality management of the inspection body into the educational programs of the medical-preventive faculty will ensure the activities of the newly hired staff at the internship stage.
Keywords: Quality management system, inspection body, optimization, efficiency, QMS problems, personnel, preventive actions, readiness for effective work