http://doi.org/10.26347/1607-2502202407-08054-059
Введение. Приоритетной задачей национального проекта «Здравоохранение» является не только укрепление здоровья детей и подростков, своевременное выявление медико-социальных проблем и замедление темпов хронизации заболеваний, но и ликвидацию кадрового дефицита с повышением престижа медицинских специальностей. Изучение показателей качества жизни студентов позволяет выявить критические периоды обучения и своевременно использовать профилактические программы. Компоненты психического и физического здоровья могут оказывать значимое влияние на формирование профессиональной траектории и освоение компетенций будущих врачей.В рамках публикации изучены компоненты качества жизни обучающихся Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета. Выявлена динамика качества жизни. Определены этапы учебной жизни, на которых качество жизни студентов является самым низким.Цель. Цель исследования: определить особенности показателей качества жизни обучающихся разных курсов медицинского университета, а также значимые факторы среды студенческой молодежи.Материалы и методы. Кросс-секционное, обсервационное исследование выполнено в течение 2022-2023 гг. Сбор первичной информации проведен путём опроса 1628 студентов I, IV и VI курсов с использованием сервиса «Яндекс. Формы». Все респонденты выразили своё добровольное согласие на анонимное участие в исследовании, что позволило исключить необходимость процедуры этической экспертизы.Результаты. Проведенное исследование продемонстрировало наибольшие колебания показателей психического здоровья в течение всего периода обучения с достоверным ростом числа хронических заболеваний к выпускному курсу. Выявлен наиболее стабильный период – 4 курс, где наблюдались высокие показатели всех компонентов качества жизни. Самые низкие результаты отмечены у выпускников.Заключение. Изучение качества жизни студенческой молодежи позволяет выявить критические периоды обучения и своевременно использовать профилактические программы. Увеличение темпов хронизации заболеваний и низкие показатели психического здоровья определяют необходимость постоянного скрининга и коррекции нарушений на всех этапах освоения образовательной программы.
Ключевые слова: студенты, здоровье, медицинское образование, качество жизни, жизненная активность, социальное функционирование.
Introduction. The priority task of the national project «Health Care» is not only to improve the health of children and adolescents, timely detection of medical and social problems and slowing down the rate of disease chronicization, but also to eliminate the staff shortage with increasing the prestige of medical specialties. The study of students' quality of life indicators allows to identify critical periods of training and timely use preventive programs. The components of mental and physical health can have a significant impact on the formation of professional trajectory and mastering competencies of future doctors.Within the framework of the publication the components of the quality of life of the students of St. Petersburg State Pediatric Medical University are studied. The dynamics of the quality of life is revealed. The stages of academic life, at which the quality of life of students is the lowest, are determined.Purpose. The aim of the study: to determine the peculiarities of life quality indicators of students of different courses of medical university, as well as the significant factors of the student environment.Materials and Methods. The cross-sectional, observational study was performed during 2022-2023. Primary information was collected by surveying 1628 students of I, IV and VI courses using the service «Yandex. Forms». All respondents expressed their voluntary consent to anonymous participation in the study, which eliminated the need for ethical review procedure.Results. The conducted study demonstrated the greatest fluctuations of mental health indicators during the whole period of study with a reliable increase in the number of chronic diseases by the final year of study. The most stable period was revealed - 4th year, where high indicators of all components of quality of life were observed. The lowest results were observed in graduates.Conclusion. The study of the quality of life of student youth allows to identify critical periods of education and timely use preventive programs. Increasing rates of disease chronicization and low indicators of mental health determine the need for constant screening and correction of disorders at all stages of mastering the educational program.
Keywords: students, health, medical education, quality of life, life activity, social functioning.