http://doi.org/10.26347/1607-2502202405-06028-034

ДОЖИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПАЦИЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КАЛГАРИ-КЕМБРИДЖСКОЙ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ: ЧЕТЫРЕХЛЕТНЕЕ НАБЛЮДЕНИЕ

А.А. Родионов, Е.А. Шапекина, А.В. Соловьева, О.В. Крячкова, П.А. Воробьев, А.П. Воробьев, Н.А. Царегородцев, И.И. Ивашкив

Информация об авторах

Родионов Андрей Александрович*, к.м.н. – доцент кафедры организации и информатизации здравоохранения ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России; e-mail: ; ORCID:

Шапекина Елена Александровна – старший преподаватель Мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России; e-mail: ; ORCID:

Соловьева Алла Валентиновна — к.м.н., доцент, проректор по реализации национальных проектов и развитию регионального здравоохранения ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России, заведующий кафедрой организации и информатизации здравоохранения; E-mail: ;

Крячкова Ольга Владимировна — старший преподаватель кафедры организации и информатизации здравоохранения ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России; e-mail: ; ORCID:

Воробьев Павел Андреевич — д.м.н., профессор, Председатель правления Московского городского научного общества терапевтов; профессор кафедры организации и информатизации здравоохранения ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России; E-mail: ;

Воробьев Андрей Павлович — к.м.н., заместитель Председателя правления Московского городского научного общества терапевтов; доцент кафедры организации и информатизации здравоохранения ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России; E-mail: ;

Царегородцев Николай Александрович – ассистент кафедры детских болезней ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России; E-mail: ; ORCID:

Ивашкив Игорь Иванович – начальник медицинской службы в/ч № 5401 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации

Authors and Affiliations

1 ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России, Тверь, Россия 2Московское городское научной общество терапевтов 3 В/ч №5401 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации

Цель: Изучить дожитие различных элементов пациент-ориентированной Калгари-Кембриджской модели профессионального общения врачей с пациентами в четырехлетней перспективе для повышения качества оказания медицинской помощиМатериал и методы:Обследована кластерная выборка 96 врачей клинических специальностей, работающих в медицинских организациях Тверской области. Эксперт оценивал навыки сбора жалоб и анамнеза, и консультирования по 47 позициям. Были построены таблицы дожития для гипотетической когорты врачей, обученных коммуникативным навыкам в соответствии с Калгари-Кембриджской моделью.Результаты:В отношении сбора жалоб и анамнеза самыми «живучими» оказались: приветствие; идентификация пациента; активное слушание пациента (молчание, фасилитация, улавливание сигналов пациента); не выявление жалоб при помощи закрытого вопроса; полный сбор жалоб; детализация жалоб; не перебивание; отсутствие серий вопросов и поддержка зрительного контакта не менее половины времени. К концу четырехлетнего срока все обученные врачи перестали представляться пациентам. Лишь около трети врачей (из тех, кто обращались к пациентам по имени-отчеству) продолжали делать так к концу исследуемого периода. Около 60% перестали заботиться о комфорте пациентов (указание места, где можно расположить вещи пациента и места, куда он может присесть). Около 20% врачей прекратили проводить скрининг жалоб пациента (выяснять, все ли жалобы он назвал) и обобщать, периодически перечисляя все жалобы, полученные от пациента. В отношении консультирования: спустя 4 года лишь две трети врачей убеждались в понимании пациентом информации, около трети продолжали уточнять исходные знания и спрашивать о наличии вопросов. Доля реагирующих на чувства пациентов «эмпатов» снизилась до 1/4, а обращающихся по имени-отчеству до 18%.Заключение:Результаты нашего исследования показывают необходимость проведения регулярного обучения врачей всех специальностей пациент-ориентированным подходам к медицинской коммуникации с целью повышения качества оказания медицинской помощи и удовлетворенности пациентов.
Ключевые слова: Ключевые слова

CUMULATIVE SURVIVAL OF ELEMENTS OF THE PATIENT-ORIENTED CALGARY-CAMBRIDGE MODEL OF PROFESSIONAL COMMUNICATION: FOUR-YEARS FOLLOW UP

A.A. Rodionov, E.A. Shapekina, A.V. Solovieva, O.V. Kryachkova, P.A. Vorobyev, A.P. Vorobiev, N.A. Tsaregorodtsev, I.I. Ivashkiv

Andrey A. Rodionov*, MD, MPH, PhD – Associate Professor of the Department of Public Health Organization and Informatization, Tver State Medical University; e-mail: ; ORCID:

Elena A. Shapekina, MD – senior lecturer of the Multidisciplinary Accreditation and Simulation Center, Tver State Medical University; e-mail: ; ORCID:

Alla V. Solovyova — MD, PhD, Associate Professor, Vice-Rector for national projects implementation and regional healthcare development, Tver State Medical University; Head of the Department of Public Health Organization and Informatization; E-mail: ;

Olga V. Kryachkova — MD, Senior Lecturer, Department of Public Health Organization and Informatization, Tver State Medical University, Tver, Russia. E-mail: ;

Prof. Pavel A. Vorobyev — MD, PhD, DSc (Med.), Chairman of the Moscow City Science Society of Physicians; Professor in the Department of Public Health Organization and Informatization; Tver State Medical University; E-mail: ;

Andrey P. Vorobiev — MD, PhD, Deputy Chairman of the Moscow City Science Society of Physicians; Associate Professor, Public Health Organization and Informatization; Tver State Medical University; E-mail: ;

Nikolay A. Tsaregorodtsev – MD, Department of Child Diseases, Tver State Medical University; E-mail: ; ORCID:

Igor I. Ivashkiv – MD, Head of the Medical Service of a Military Unit #, Federal Service of the National Guard of the Russian Federation

* автор, ответственный за переписку

* corresponding author

1Tver State Medical University, Tver, Russia 2Moscow City Science Society of Physicians 3Military Unit #5401, Federal Service of the National Guard of the Russian Federation

Purpose:To study the cumulative survival of various elements of the patient-centered Calgary-Cambridge model of professional communication between doctors and patients over a four-year period.Material and methods:A cluster sample of 96 doctors from medical organizations in the Tver region was surveyed. The expert assessed the skills of collecting complaints and anamnesis, and counseling in 47 positions. Life tables were constructed for a hypothetical cohort of physicians trained in communication skills according to the Calgary-Cambridge model.Results:In terms of collecting complaints and medical history, the most “tenacious” were: greeting; patient identification; listening to the patient; not identifying complaints using a closed question; full collection of complaints; details of complaints; not interrupting; no series of questions and maintaining eye contact at least half the time. By the end of the four-year period, all trained physicians had stopped introducing themselves to patients. Only about a third of doctors (of those who addressed patients by first name and patronymic) continued to do so by the end of the study period. About 60% stopped caring about patient comfort (indicating a place where the patient’s things can be placed and a place where he can sit). About 20% of doctors stopped screening complaints and summarizing, periodically listing all complaints received from the patient. Regarding consultation: after 4 years, only two-thirds of doctors were convinced that they understood the information, about a third continued to clarify initial knowledge and ask if there were any questions. The share of “empaths” who respond to the feelings of patients has decreased to 1/4, and those who call by their first name and patronymic to 18%.Conclusion:The results of our study show the need for regular training of doctors of all specialties in patient-centered approaches to medical communication in order to improve the quality of care and patient satisfaction.
Keywords: Keywords