http://doi.org/10.26347/1607-2502202403-04040-046

ОЦЕНКА ВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ СБОРА ИНФОРМАЦИИ У ВРАЧЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ДО И ПОСЛЕ ОБУЧЕНИЯ ПРИЕМАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Е.А. Шапекина, А.А. Родионов, А.В. Соловьева

Работа выполнена в соответствии с этическими принципами проведения исследований с участием человека Хельсинской Декларации Всемирной Медицинской Ассоциации (Declaration of Helsinki), пересмотр 2013 г.

Для цитирования: Шапекина Е.А., Родионов А.А., Соловьева А.В. Оценка владения навыками сбора информации у врачей различных специальностей до и после обучения приемам профессионального общения. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2024; 3-4: 40-46. https//doi.org/10.26347/1607-2502202403-04040-046

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов

Информация об авторах

Шапекина Елена Александровна — старший преподаватель Мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России; e-mail: shapekinaea@tvgmu.ru; ORCID: https://orcid.org/0009-0000-2914-0574

Родионов Андрей Александрович11* — к.м.н., доцент кафедры организации и информатизации здравоохранения ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России; e-mail: rodionovaa@tvgmu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7226-772X

Соловьева Алла Валентиновна — к.м.н., доцент, заведующий кафедрой организации и информатизации здравоохранения ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России, г. Тверь, ул. Советская, 4. E-mail: solovieva.alla@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-7603-3170

ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России, Тверь, Россия

Цель исследования. Исследовать распространенность отдельных элементов Калгари-Кембриджской модели в практике врачей амбулаторно-поликлинического звена Тверской области до и после обучения приемам профессионального общения. Материал и методы. В исследовании серии случаев участвовали 199 врачей, работающих в амбулаторно-поликлиническом звене государственной системы здравоохранения Тверской области. Исследование проводилось в виде деловой игры. Роль пациента играл стандартизированный пациент (СП). Перед врачами, участвующими в исследовании, стояла задача провести сбор жалоб пациента, анамнез жизни и заболевания. Результаты исследования и обсуждение. В процессе медицинской консультации 91% врачей не представились пациентам. Лишь 5,5% докторов обращались к обследуемым по имени-отчеству. В 62% случаев врачи не проявили заботу о физическом комфорте своих визави, в 94,5% случаев начинали выявлять жалобы пациента с открытого вопроса, а прерывали речь пациента – в 38,7%. Только 16% докторов смогли добиться полного сбора жалоб пациента. Лишь 21,5% врачей использовали скрининг жалоб, а 97% докторов не владеют навыком обобщения информации. Более 60% врачей не детализируют полученные жалобы и 70% регулярно задают серии вопросов. В 63% случаев врачами была предложена неверная гипотеза. 77,4% врачей поддерживают зрительный контакт с пациентом. По итогам обучения наблюдается значительное улучшение всех показателей владения навыками профессионального общения у врачей всех специальностей в равной степени. При этом по 15 компетенциям из 19, доля применяющих их врачей составила более 90%. Наибольший прирост, более 70%, дали врачи, развившие у себя навыки скрининга и полного сбора жалоб пациента. И можно наблюдать, что результат коммуникации – постановка правильной диагностической гипотезы, улучшился на 63,3%. Заключение. В целях улучшения качества оказания медицинской помощи, необходимо обучать врачей навыкам профессионального общения.
Ключевые слова: профессиональное общение, Калгари-Кембриджская модель, врач, пациент, результаты обучения

ASSESSMENT OF INFORMATION GATHERING SKILLS OF DOCTORS OF VARIOUS SPECIALTIES BEFORE AND AFTER TRAINING IN PROFESSIONAL COMMUNICATION TECHNIQUES

E.A. Shapekina, A.A. Rodionov, A.V. Solovieva

This work has been carried out in accordance with the ethical principles for medical research involving human subjects developed by WMA Declaration of Helsinki (ed. 2013).

For citation: Shapekina EA, Rodionov AA, Solovieva AV Assessment of information gathering skills of doctors of various specialties before and after training in professional communication techniques. Health Care Standardization Problems. 2024; 3-4: 40-46. https//doi.org/10.26347/1607-2502202303-04040-046

Funding. The study has no funding

Conflicts of interest. The author declares no competing interests

Authors and Affiliations

Elena A. Shapekina — MD, senior lecturer of the Multidisciplinary Accreditation and Simulation Center, Tver State Medical University; e-mail: shapekinaea@tvgmu.ru; ORCID: https://orcid.org/0009-0000-2914-0574

Andrey A. Rodionov12* — MD, MPH, PhD, Associate Professor of the Department of Public Health Organization and Informatization, Tver State Medical University; e-mail: rodionovaa@tvgmu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7226-772X

Alla V. Solovieva — MD, PhD, Associate Professor, Head of the Department of HealthCare Organization and Informatization, Tver State Medical University, Tver, Russia. E-mail: solovieva.alla@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-7603-3170

Tver State Medical University, Tver, Russia

Purpose of the study. To study the prevalence of individual elements of the Calgary-Cambridge model in the practice of outpatient doctors in the Tver region before and after training in professional communication techniques. Material and methods. The case series study involved 199 doctors working in the outpatient clinics of the state health care system of the Tver region. The study was conducted in the form of a business game. The role of the patient was played by a standardized patient (SP). The doctors participating in the study were tasked with collecting patient complaints, life history and illness. Research results and discussion. During the medical consultation, 91% of doctors did not introduce themselves to patients. Only 5.5% of doctors addressed the subjects by their first and patronymic names. In 62% of cases, doctors did not show concern for the physical comfort of their counterparts, in 94.5% of cases they began to identify the patient’s complaints with an open question, and interrupted the patient’s speech in 38.7%. Only 16% of doctors were able to achieve a complete collection of patient complaints. Only 21.5% of doctors used complaint screening, and 97% of doctors do not have the skill of summarizing information. More than 60% of doctors do not detail the complaints received and 70% regularly ask a series of questions. In 63% of cases, doctors proposed an incorrect hypothesis. 77.4% of doctors maintain eye contact with the patient. Based on the results of the training, there is a significant improvement in all indicators of professional communication skills among doctors of all specialties equally. At the same time, for 15 out of 19 competencies, the share of doctors using them was more than 90%. The greatest increase, more than 70%, was achieved by doctors who developed the skills of screening and fully collecting patient complaints. And it can be observed that the result of communication - the formulation of the correct diagnostic hypothesis - has improved by 63.3%. Conclusion. In order to improve the quality of medical care, it is necessary to train doctors in professional communication skills.
Keywords: professional communication, Calgary-Cambridge model, doctor, patient, learning outcomes