http://doi.org/10.26347/1607-2502202307-08073-080

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СЕСТРИНСКОЕ И ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО В МЕДИЦИНСКИХ КОЛЛЕДЖАХ

К.Е. Бобраков, Л.М. Качмарская, Е.А. Санькова, Л.И. Бубликова, Ж.В. Пахомова, М.В. Макеева, В.Г. Симонова

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

Финансирование. Проект не имеет спонсорской поддержки.

Для цитирования: Бобраков К.Е., Качмарская Л.М., Санькова Е.А., Бубликова Л.И., Пахомова Ж.В., Макеева М.В., Симонова В.Г. Обоснование необходимости подготовки студентов медицинских вузов по специальности сестринское дело и лечебное дело в медицинских колледжах. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2023;7-8:73-80. https//doi.org/10.26347/1607-2502202307-08073-080

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

Сведения об авторах:

Бобраков Константин Евгеньевич23* — канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены медицинского института, советник при ректорате ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». 302026, Орел, ул. Комсомольская, д. 95. E-mail: konstantinbobrakov@yandex.ru. https://orcid.org/0000-0001-6267-0702.

Качмарская Людмила Михайловна — канд. биол. наук, доцент кафедры фармакологии, клинической фармакологи и фармации медицинского института ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». 302026, Орел, ул. Комсомольская, д. 95. E-mail: Ludmila-2846@yandex.ru. http://orcid.org/0000-0003-2335-2829.

Санькова Евгения Андреевна — студентка 5-го курса лечебного факультета медицинского института ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». 302026, Орел, ул. Комсомольская, д. 95. E-mail: ms.evgeniya.a@mail.ru. https://orcid.org/0000-0003-3837-2363.

Бубликова Людмила Ивановна — доктор медицинских наук, профессор, декан факультета педиатрии, стоматологии и фармации, заведующий кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и гигиены медицинского института ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». 302026, Орел, ул. Комсомольская, д. 95. E-mail: L.Bublikova@mail.ru http://orcid.org/0000-0001-5119-3410.

Пахомова Жанна Викторовна — канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены медицинского института ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». 302026, Орел, ул. Комсомольская, д. 95. E-mail: pahomov_medcentr@bk.ru. https://orcid.org/0000-0002-4619-5398.

Макеева Мария Владимировна — студентка 5-го курса лечебного факультета медицинского института ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». 302026, г.Орел, ул. Комсомольская, д. 95. E-mail: marymak24@icloud.com. https://orcid.org/0000-0002-5477-5325.

Симонова Виктория Геннадьевна — канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены медицинского института ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». 302026, Орел, ул. Комсомольская, д. 95. E-mail: segeja36@mail.ru https://orcid.org/0000-0003-4639-5311

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»

Цель. Предложить алгоритм привлечения к работе по совместительству дипломированных и аккредитованных средних медработников из числа студентов медицинского ВУЗа путем дополнительной подготовки по программам среднего медицинского образования в медицинском колледже.Материалы и методы. По данным годовых форм федерального статистического наблюдения за период 2017—2022 годы проведен анализ обеспеченности населения и укомплектованности медицинских организаций средним медицинским персоналом. Проведено анкетирование 339 студентов 3—4 курсов медицинского вуза.Результаты. Представлены предложения по дополнительной подготовке в медицинских колледжах студентов медицинских ВУЗов, успешно завершивших третий и четвертый год обучения по специальностям 31.05.01 Лечебное дело и 31.05.02 Педиатрия, по специальностям СПО 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.01 Лечебное дело. Итогом дополнительного обучения должен стать диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании квалификация — медицинская сестра/медицинский брат, специальность сестринское дело, квалификация — фельдшер, специальность лечебное дело и допуск к аккредитации по указанным специальностям, как механизм, позволяющий увеличить количество специалистов со средним медицинским образованиям в медицинских организациях и способ обеспечения профессиональной устойчивости студентов медицинских ВУЗовЗаключение. Предлагаемый в данной статье алгоритм, может положительно повлиять на восполнение дефицита сестринских кадров и позволит студентам медицинского ВУЗа, в рамках последующей профессиональной подготовки, освоить дополнительно востребованные специальности среднего медицинского звена.
Ключевые слова: здравоохранение; организация здравоохранения и общественное здоровье; студенты медицинских ВУЗов; сестринское дело, лечебное дело

JUSTIFICATION OF THE NEED FOR TRAINING STUDENTS OF MEDICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS FOR THE SPECIALTY OF NURSING AND MEDICAL CARE IN MEDICAL COLLEGES

K.Ye. Bobrakov, L.M. Kachmarskaya, E.A. Sankova, L.I. Bublikova, Zh.V. Pakhomova, M.V. Makeeva, V.G. Simonova

Conflicts of interest: The authors declare no competing interest.

Funding: The study had no funding.

For citation: Bobrakov KE, Kachmarskaya LM, Sankova EA, Bublikova LI, Pakhomova ZhV, Makeeva MV, Simonova VG. Justification of the need for training students of medical higher education institutions for the specialty of nursing and medical care in medical colleges. Health Care Standardization Problems. 2023;7-8:73-80. https//doi.org/10.26347/1607-2502202307-08073-080

Funding. The study has no funding

Conflicts of interest. The authors declare no competing interests

Authors and affiliations:

Konstantin E. Bobrakov24* — MD, PhD, Associate Professor in the Department of Public Health, Health Care and Hygiene of the Medical Institute, Advisor to the Administration of the Orel State University named after I.S. Turgenev, Orel, Russia. E-mail: konstantinbobrakov@yandex.ru. https://orcid.org/0000-0001-6267-0702.

Lyudmila M. Kachmarskaya — PhD, Associate Professor in the Department of Pharmacology, Clinical Pharmacology and Pharmacy of the Medical Institute, Orel State University named after I.S. Turgenev, Orel, Russia. E-mail: Lyudmila-2846@yandex.ru. http://orcid.org/0000-0003-2335-2829.

Evgenia A. Sankova — 5th-year student of the Medical Faculty, Medical Institute, Orel State University named after I.S. Turgenev, Orel, Russia. E-mail: ms.evgeniya.a@mail.ru. https://orcid.org/0000-0003-3837-2363.

Prof. Lyudmila I. Bublikova — MD, PhD, ScD (Med.), Dean of the Faculty of Pediatrics, Dentistry and Pharmacy, Head of the Department of Public Health, Health Care and Hygiene of the Medical Institute, Orel State University named after I.S. Turgenev, Orel, Russia. E-mail: L.Bublikova@mail.ru http://orcid.org/0000-0001-5119-3410.

Zhanna V. Pakhomova — PhD, Associate Professor in the Department of Public Health, Healthcare and Hygiene of the Medical Institute, Orel State University named after I.S. Turgenev, Orel, Russia. E-mail: pahomov_medcentr@bk.ru. https://orcid.org/0000-0002-4619-5398.

Maria V. Makeeva — 5th-year student of the Medical Faculty, Medical Institute, Orel State University named after I.S. Turgenev, Orel, Russia. E-mail: marymak24@icloud.com. https://orcid.org/0000-0002-5477-5325.

Viktoriya G. Simonova — PhD, Associate Professor in the Department of Public Health, Healthcare and Hygiene of the Medical Institute, Orel State University named after I.S. Turgenev, Orel, Russia. E-mail: segeja36@mail.ru https://orcid.org/0000-0003-4639-5311

Orel State University named after I.S. Turgenev

Objective. To propose an algorithm for attracting certified and accredited paramedical workers from among medical students to work part-time through additional training in secondary medical education programs at a medical college.Methods.The study analyzed annual forms of federal statistical monitoring over the period 2017—2022 and the provision of the population and the staffing of medical organizations with paramedical personnel. A survey of 339 medical university students of the 3rd and 4th year was carried out.Results. There are proposals for additional training of students in medical colleges who have successfully completed the third and fourth years of studying specialties 31.05.01 General Medicine, 31.05.02 Pediatrics and secondary vocational education specialties 34.02.01 Nursing, 31.02.01 General Medicine. By the end of the additional training should be a student is to obtain state-recognized diploma of secondary vocational education qualification — nurse, specialty nursing, qualification — paramedic, specialty general medicine, for subsequent admission to accreditation in the specified specialties, as a mechanism to increase the number of specialists with secondary medical education in medical organizations and a way to ensure the professional sustainability of medical students.Interpretation. The algorithm proposed may have a positive effect on making up for the shortage of nursing personnel and will allow medical students to master additionally demanded paramedical specialties as part of their subsequent professional training.
Keywords: healthcare; healthcare organization and public health; medical students; nursing, medicine