http://doi.org/10.26347/1607-2502202307-08024-030
Введение. Сердечная недостаточность (СН) представляет серьезную проблему для систем здравоохранения во многих регионах мира. Смертность пациентов в связи с СН очень высока. Отрицательное влияние СН на качество жизни пациентов известно исследователям, хотя остается проблемой разработка мер по его оценке и улучшению. Большей частью оценка качества жизни пациентов с помощью валидированных инструментов осуществляется в рамках клинических исследований, а стандарты их применения в реальной практике до конца не выработаны.Целью данного исследования стало обобщение характеристик анкет, применяемых для оценки качества жизни больных с СН.Материалы и методы. Исследование подготовлено по результатам анализа источников в базе литературы PubMed и поиска в системе Google. В поисковых запросах применялись ключевые слова: «heart failure», «questionnaire», «quality of life» и др. В качестве ключевых слов также применялись полные и сокращенные названия опросников: SIP, SF-36, QLQ-SHF, CHFQ, LVDQ, KCCQ, MLHFQ, CHAT.Результаты. Оценка качества жизни пациентов с СН может проводится путем применения целого ряда общих и специфичных для проявлений сердечной недостаточности (СН) инструментов. Рассмотрены функциональные характеристики ряда инструментов для измерения аспектов качества жизни у пациентов с СН. Обобщено описание содержания следующих опросников: шкала оценки влияния состояния здоровья (SIP), короткая форма оценки здоровья по 36 пунктам (SF-36), анкета качества жизни при тяжелой СН (QLQ-SHF), опросник пациентов с ХСН (CHFQ), опросник по патологии функции левого желудочка (LVDQ), опросник для пациентов с кардиомиопатией города Канзаса (KCCQ), опросник пациентов, живущих с СН Миннесоты (MLHFQ), инструмент оценки хронической СН (CHAT).Обсуждение. Многие подходы к измерению КЖ еще предстоит адаптировать, стандартизировать и внедрить в повседневную клиническую практику. Использование валидированных инструментов КЖ, ассоциированного со здоровьем, позволяет сравнительно легко определить моменты организации пациент-ориентированного лечения пациентов с СН, требующие внимания. Существует необходимость продолжения исследований анкет с целью выявления плюсов и минусов их более широкого внедрения в практику организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с СН.
Ключевые слова: сердечная недостаточность, качество жизни, анкета, зарубежный опыт
Background. Heart failure is a major health problem in many regions of the world. Patient mortality due to HF is very high. The negative impact of HF on the quality of life (QoL) of patients is known to researchers, although it remains a problem to develop measures to evaluate and improve it. The assessment of the QoL using validated instruments is carried out mostly within the framework of clinical trials, and the standards for their use in real practice have not been fully developed.Objective. To summarize the characteristics of questionnaires used to assess the quality of life of patients with heart failure.Methods. The study was carried out based on the results of the analysis of sources in the PubMed literature database and a Google search. Key words were used in search queries: «heart failure», «questionnaire», «quality of life», etc. Full and abbreviated names of the questionnaires were also used as keywords: SIP, SF-36, QLQ-SHF, CHFQ, LVDQ, KCCQ, MLHFQ, CHAT.Results. Assessment of the quality of life of patients with heart failure can be carried out using a number of general and specific tools. The functional characteristics of a number of instruments for measuring aspects of the QoL are considered. A description of the content of the following questionnaires is summarized: Sickness Impact Profile (SIP), 36-item Short Form Health Survey (SF-36), Quality of Life Questionnaire in Severe Heart Failure (QLQ-SHF), Chronic Heart Failure Questionnaire (CHFQ), Left Ventricular Disease Questionnaire (LVDQ), Kansas City Cardiomyopathy Questionnaire (KCCQ), Minnesota Living With Heart Failure Questionnaire (MLHFQ), Chronic Heart Failure Assessment Tool (CHAT).Interpretation. Many approaches to measuring QoL have yet to be adapted, standardized and introduced into everyday clinical practice. The use of validated health-associated QoL tools makes it relatively easy to identify points of organization of patient-centered care for patients with heart failure that require attention. There is a need for further research on questionnaires to identify the pros and cons of their wider implementation in the practice.
Keywords: heart failure, life quality, questionnaire, foreign experience