http://doi.org/10.26347/1607-2502202201-02003-014
Цель исследования. Проанализировать изменения, внесенные в порядок контроля за предоставлением медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2021 г. № 23111н (Порядок контроля) по отношению к редакции порядка, утвержденного Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.Материалы и методы. В исследовании применен метод контент-анализа федеральных и региональных нормативных актов, регулирующих проведение контроля в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС) и системе здравоохранения Российской Федерации за период с 1996 по 2021 гг.Результаты. Большинство изменений, внесенных в Порядок контроля, являются не только обязательными, исходя из трансформации его политики и теории (смена участников Контроля, акцент на необходимости финансовых гарантий и т. п.), но и логично вытекающими из многолетнего опыта практики (изменение размеров минимальных объемов экспертиз и конкретизация их обязательных поводов проведения, обязанность в содействии гражданину в защите прав на получение качественной медицинской помощи). В то же время некоторые изменения вызывают отдельные вопросы об их целесообразности или являются возвратом к ранее используемой и отвергнутой региональной практике. Однако в условиях сокращения плановых контрольных мероприятий в связи с развитием новой коронавирусной инфекции COVID-19 ряд внесенных изменений в классификации и переформатировании поводов для медико-экономических экспертиз и экспертиз качества медицинской помощи позволил сохранить и даже расширить перечень обязательных экспертных действий.Заключение. С принятием порядка, утвержденного на уровне высшего органа исполнительной власти в сфере охраны здоровья населения, сделан значительный шаг к стандартизации процесса контроля объемов, сроков, качества, условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и ее финансового обеспечения.
Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, контроль качества медицинской помощи, нормативное регулирование
Objective. To analyze the changes made to the procedure for monitoring the provision of medical care under compulsory medical insurance by order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated March 19, 2021 No. 231n (Control procedure) which had been approved by the Federal Compulsory Medical Insurance Fund.Methods. The study applied the method of content analysis of federal and regional regulations governing the control in the compulsory medical insurance and the healthcare system of the Russian Federation in 1996—2021.Results. Most of the changes made to the Control Procedure are not only mandatory, based on the transformation of its policy and theory (change of Control participants, emphasis on the need for financial guarantees, etc.), but also logically result from many years of practice experience (changes in the size of the minimum volumes examinations and specifying their mandatory reasons for conducting, the obligation to protect citizen’s rights to receive high-quality medical care). At the same time, some changes raise questions about their appropriateness or are a return to previously used and rejected regional practice. However, in the context of a reduction in planned control measures due to the development of a new coronavirus infection COVID-19, several changes made to the classification and reformatting reasons for medical and economic examinations and examinations of the quality of medical care made it possible to maintain and even expand the list of mandatory expert actions.Interpretation. As a new procedure approved by the highest executive authority in public health, a significant step has been taken towards standardizing the process of controlling the volume, timing, quality, conditions for the provision of medical care under compulsory medical insurance and its financial support.
Keywords: Compulsory medical insurance, healthcare quality control, normative regulation