http://doi.org/10.26347/1607-2502202111-12022-030

ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ НЕИНФЕКЦИОННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ, СОСТОЯЩИХ НА ДИСПАНСЕРНОМ НАБЛЮДЕНИИ, ДОСТУПНОСТЬЮ И КАЧЕСТВОМ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ

О.А. Волкова, С.С. Бударин, Е.В. Смирнова, Ю.В. Эльбек

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Для цитирования: Волкова О.А., Бударин С.С., Смирнова Е.В., Эльбек Ю.В. Изучение удовлетворенности пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями, состоящих на диспансерном наблюдении, доступностью и качеством первичной медико-санитарной помощи. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2021; 11-12: 22-30. DOI: 10.26347/1607-2502202111-12022-030

Сведения об авторах:

Волкова Оксана Александровна — канд. мед. наук, старший научный сотрудник ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы». 115088, Россия, Москва, ул. Шарикоподшипниковская, дом 9. E-mail: VolkovaOA3@zdrav.mos.ru

Бударин Сергей Сергеевич — д-р экон. наук, заведующий отделом ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы». 115088, Россия, Москва, ул. Шарикоподшипниковская, 9. E-mail: BudarinSS@zdrav.mos.ru

Смирнова Елена Викторовна — старший научный сотрудник ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы». 115088, Россия, Москва, ул. Шарикоподшипниковская, 9. E-mail: SmirnovaEV13@zdrav.mos.ru

Эльбек Юлия Викторовна — научный сотрудник ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы». 115088, Россия, Москва, ул. Шарикоподшипниковская, 9. E-mail: ElbekYV1@zdrav.mos.ru

ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», Москва, Россия

Цель исследования. Изучить удовлетворенность пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями, состоящих на диспансерном наблюдении, доступностью и качеством первичной медико-санитарной помощи, оказываемой медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы.Материалы и методы. В качестве основных материалов исследования использованы данные социологического опроса посетителей столичных медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (ПМСП) взрослому населению, включая состоящих на диспансерном наблюдении (ДН). Для статистического анализа результатов применялось программа SPSS, выполнялось сравнение относительных величин и частотного распределения, достоверность оценивалась по t-критерию Стьюдента и критерию χ2.Результаты. В исследовании представлены данные об удовлетворенности пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями, состоящих на ДН, доступностью и качеством медицинской помощи, характеризующие: приверженность диспансерного контингента медицинским организациям, оказывающим ПМСП, посещаемым ими по прикреплению, или, так называемый, индекс лояльности — готовность рекомендовать медицинскую организацию родственникам и знакомым; доступность врачей первого уровня и врачей специалистов; отношение граждан к диспансеризации и их удовлетворенность организацией данного процесса; организацию ДН; доступность консультативных и диагностических медицинских услуг; приверженность лекарственной терапии.Заключение. По результатам исследования сделаны выводы о позитивной оценке пациентами диспансерной группы медицинских организаций, оказывающих ПМСП взрослому населению столицы практически по всем оцениваемым аспектам.
Ключевые слова: первичная медико-санитарная помощь, диспансерное наблюдение, качество медицинской помощи, удовлетворенность

SATISFACTION WITH AVAILABILITY AND QUALITY OF MEDICAL CARE IN PATIENTS WITH CHRONIC NON-COMMUNICABLE DISEASES AT A DISPENSARY

O.A. Volkova, S.S. Budarin, E.V. Smirnova, Yu.V. Elbek

The authors declare no competing interests.

Funding: the study had no funding.

For citation: Volkova OA, Budarin SS, Smirnova EV, Elbek YuV. Satisfaction with availability and quality of medical care in patients with chronic non-communicable diseases at a dispensary. Health Care Standardization Problems. 2021; 11-12: 22-30. DOI: 10.26347/1607-2502202111-12022-030

About the authors:

Оksana A. Volkova — Ph. D. in Medicine, Senior Researcher, Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department, Moscow, Russia. E-mail: VolkovaOA3@zdrav.mos.ru

Sergey S. Budarin — Sc. D. in Economics, Head of the Department, Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department, Moscow, Russia. E-mail: BudarinSS@zdrav.mos.ru

Elena V. Smirnova — Senior Researcher, Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department, Moscow, Russia. E-mail: SmirnovaEV13@zdrav.mos.ru

Yulia V. Elbek — Researcher, Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department, Moscow, Russia. E-mail: ElbekYV1@zdrav.mos.ru

Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department, Moscow, Russia

Objective. To study the satisfaction with the availability and quality of primary health care in patients with chronic non-communicable diseases who are under follow-up care provided by state medical organizations in Moscow.Methods. The study uses data from a sociological survey of visitors to Moscow medical organizations providing primary health care to the adults, including those under follow-up care. The authors made the statistical analysis of the results using the SPSS program, compared relative values and frequency distribution, and evaluated the reliability using the Student's t-test and the chi-squared test.Results. The study presents data on the satisfaction of patients with chronic non-communicable diseases under follow-up care with the availability and quality of medical care: the commitment of patients under follow-up care to primary health care organizations to which they are attached, or the so-called loyalty index, i.e. the willingness to recommend a medical organization to relatives and friends; the availability of first-level doctors and specialist doctors; the attitude of citizens to follow-up care and their satisfaction with the organization of this process; the organization of the follow up care; availability of advisory and diagnostic medical services; adherence to drug therapy.Interpretation. Based on the results of the study authors concluded that patients under follow-up care in medical organizations providing primary health care to adult population of Moscow gave a positive review of care in almost all of the assessed aspects.
Keywords: рrimary health care, follow-up care, quality of medical care, satisfaction