Цель исследования. Изучить мнение пациентов об организации медицинской помощи урологическим больным в муниципальных и частных амбулаторно-поликлинических учреждениях (АПУ) и разработать предложения по повышению эффективности амбулаторной помощи урологическим больным. Материалы и методы. Проведено социологическое исследование с помощью анкетирования пациентов, обратившихся в муниципальные и частные АПУ Москвы, оказывающих медицинские услуги по профилю «урология». В муниципальных АПУ проведен опрос 409 пациентов, в частных — 290. Обе выборки были качественно и количественно репрезентативными. Статистическая достоверность различий полученных результатов исследования определялась по критерию Пирсона χ2. Результаты. Получена информация, не отраженная в официальной отчетности, об организации урологической помощи в муниципальных и частных АПУ. Дана сравнительная характеристика состава пациентов муниципальных и частных АПУ, причин и частоты обращений к врачу урологу, а также проанализированы различия в материально-техническом, кадровом, сервисном обеспечении, в организации лечебно-диагностического процесса в муниципальных и частных АПУ, в удовлетворенности пациентов лечением и обслуживанием в данных АПУ. Заключение. Существующая система оказания медицинской помощи урологическим пациентам в муниципальных АПУ не соответствует современным потребностям населения, что определяет необходимость научного обоснования новой оптимизированной муниципальной модели урологической помощи населению большого города, обеспечивающей ее социальную эффективность.
Ключевые слова: социологическое исследование, социальная эффективность амбулаторной урологической помощи, мнение пациентов
Aim of the study. To study the patients' opinion on the organization of medical care for urological patients in municipal and private outpatient clinics and to develop proposals to improve the effectiveness of outpatient care for urological patients. Materials and methods. A sociological survey was carried out using questionnaires of patients who applied to municipal and private outpatient clinics in Moscow who render medical services in the «urology» profile. In the municipal outpatient clinic, a survey of 409 patients was conducted, in private — 290. Both samples were qualitatively and quantitatively representative. The statistical reliability of the differences in the results of the study was determined by the Pearson criterion χ2. Results. Received information is not reflected in the official reports on the organization of urological assistance in municipal and private outpatient clinics. The comparative characteristics of the composition of patients of municipal and private outpatient clinics, the causes and frequency of visits to urologist, and the differences in material, technical, personnel, service provision, in the organization of the treatment and diagnostic process in municipal and private outpatient clinics, as well as differences in patients’ satisfaction with treatment and care is presented. Conclusion. The existing system of medical care for urological patients in municipal outpatient clinics does not correspond to the modern needs of the population, which determines the need for a scientific justification for the new optimized municipal model of urological care for the population of the large city that ensures its social effectiveness.
Keywords: case study, the social effectiveness of outpatient urological care, patient view