http://doi.org/10.26347/1607-2502202103-04040-044
Цель исследования. Изучить степень влияния уровня образования как социальной детерминанты здоровья на заболеваемость женщин репродуктивного возраста.Материалы и методы. В исследовании приняли участие 566 небеременных женщин в возрасте 18—49 лет. В первую группу включили женщин, имеющих высшее или незаконченное высшее образование (n = 306). Во вторую — женщин, имеющих среднее или среднеспециальное образование (n = 260). Каждая из описанных выше групп была разделена еще на четыре подгруппы по возрастному признаку (18—25, 26—34, 35—42, 43—49 лет). Использовались следующие методы исследования: анкетирование, статистический.Результаты. Анализ влияния уровня образования на заболеваемость женщин репродуктивного возраста показал, что в первой группе частота острых заболеваний составила 0,92 случая в год, тогда как во второй — 1,92 случая в год. Во всех возрастных группах женщин с более низким образовательным статусом частота острых заболеваний была выше. У женщин 18—25 лет с более низким образовательным статусом частота острых заболеваний была более чем в 3,5 раза выше, чем в группе с высоким образовательным статусом. В отношении хронических заболеваний возрастающий тренд наблюдался независимо от уровня образования и уровень заболеваемости не отличался до возраста 42 лет.Заключение. Более высокий уровень образования у женщин репродуктивного возраста определяет более низкие уровни острой заболеваемости на протяжении всего репродуктивного периода и хронической заболеваемости в возрасте более 42 лет.
Ключевые слова: детерминанты здоровья, женщины репродуктивного возраста, планирование медицинской помощ
Objective. To study the level of education as a social determinant of health in women of reproductive age.Methods. The study group included 566 non-pregnant women aged 18—49. The first group included women with higher or incomplete higher education (n = 306). The second group was formed with women with secondary or specialized secondary education (n = 260). Each group was divided into four more subgroups by age (18—25, 26—34, 35—42, 43—49).Results. The analysis of the influence of the level of education on the morbidity in women of reproductive age showed that women with high educational status have frequency of acute diseases of 0.92 cases per year, while the group of women with low educational status has 1.92 cases per year. In all age groups of women with lower educational status, the incidence of acute diseases was higher. In women aged 18—25 with a lower educational status, the frequency of acute diseases was more than 3.5 times higher than in the group of women with a high educational status. For chronic diseases, an increasing trend was observed regardless of the level of education, the incidence rate did not differ until the age of 42.Interpretation. The higher level of education in women of reproductive age determines the lower levels of acute morbidity throughout the reproductive period and chronic morbidity at the age over 42.
Keywords: determinants of health, women of reproductive age, health care planning