https://doi.org/10.26347/1607-2502202101-02056-062
Цель исследования. Проанализировать динамику заболеваемости раком молочной железы, подушевой реализации и потребления алкогольных напитков в Республике Марий Эл и Республике Татарстан, и оценить взаимосвязь показателей на популяционном уровне. Материал и методы. В анализ вошли данные Росстата по продажам алкогольных напитков и заболеваемости раком молочной железы (РМЖ) за 1984—2018 гг. Статистическую обработку проводили с помощью программного обеспечения Statistica 6 (StatSoft, США) и надстройку для Microsoft Excel AtteStat версия 12.0.5 (И.П. Гайдышев, Россия).Результаты. В изучаемых регионах наблюдался рост заболеваемости РЖМ, при этом как заболеваемость, так и подушевая реализация алкоголя была выше в Татарстане. Корреляция между продажами алкоголя и заболеваемостью РМЖ оказалась статистически значимой только на региональном уровне и зависела от длительности наблюдения. Взаимосвязи определялись при временном смещении показателей от 2 до 20 лет, достигая наивысших значений при лаге 7—8 лет.Заключение. В изучаемых регионах Российской Федерации показатели реализации и потребления алкоголя статистически значимо коррелируют с заболеваемостью РМЖ и обладают эффектом отсроченного действия до 20 лет.
Ключевые слова: заболеваемость раком молочной железы, подушевая продажа и потребление алкоголя в регионах России
Objective. To establish the relationship between alcohol consumption and breast cancer (BC) in women in the Republics of Tatarstan and Mari El.Methods. The analysis included the Russian Statistics Agency data on sales of alcoholic beverages and breast cancer incidence for 1984—2018. Statistical processing was performed with Statistica 6 software (StatSoft, USA) and Microsoft Excel AtteStat add-in version 12.0.5 (Gaidyshev, Russia).Results. The studied regions had an increase in the incidence of BC, while both the incidence and per capita alcohol sales were higher in Tatarstan. The correlation between alcohol sales and BC incidence was statistically significant only at the regional level and depended on the duration of follow-up. The relationships were determined with a time shift of indicators from 2 to 20 years, reaching the highest values with a lag of 7—8 years.Interpretation. The indicators of sales and consumption of alcohol statistically significantly correlate with the incidence of BC and have a delayed effect up to 20 years in the studied regions.
Keywords: incidence of breast cancer, per capita sale and consumption of alcohol in the Russian regions