https://doi.org/10.26347/1607-2502202101-02034-040

ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИХ ПАЦИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТИ

К.Н. Ца­ра­нов2, А.Г. Тар­ба­ста­ев2, О.А. Ко­мо­ло­ва1,2, О.С. Ру­са­но­ва2

Ав­то­ры заяв­ляют об от­сут­ствии воз­мож­ных кон­флик­тов ин­тере­сов.

Фи­нан­си­ро­ва­ние: ис­сле­до­ва­ние не име­ло спон­сор­ской под­держ­ки.

Для ци­ти­ро­ва­ния: Ца­ра­нов К.Н., Тар­ба­ста­ев А.Г., Ко­мо­ло­ва О.А., Ру­са­но­ва О.С. Фор­миро­ва­ние кор­по­ра­тив­ной культу­ры ме­ди­цинской ор­га­ни­за­ции в це­лях обес­пе­че­ния по­вы­ше­ния уров­ня их па­ци­ен­то­ри­ен­ти­ро­ван­но­сти. Пробле­мы стан­дар­ти­за­ции в здра­во­охра­не­нии. 2021; 1−2: 34−40. DOI: 10.26347/1607−2502202101−02034−040.

Све­де­ния об ав­то­рах:

Ца­ра­нов Констан­тин Ни­ко­ла­е­вич — канд. мед. наук, на­чаль­ник Управ­ле­ния раз­ви­тия от­расле­вых об­разо­ва­тель­ных про­грамм ГАОУ ВО «Московский го­родской уни­вер­си­тет управ­ле­ния Пра­ви­тель­ства Моск­вы име­ни Ю.М. Луж­ко­ва». 107045, Москва, ул. Сре­тен­ка, д. 28. Тел.: +7 (495) 957-75-75. E-mail: tsaranovkn@edu.mos.ru. ORCID: 0000−0001−7245−080Х

Тар­ба­ста­ев Алек­сей Гри­го­рье­вич — канд. мед. наук, на­чаль­ник сек­то­ра ис­сле­до­ва­ний и раз­ра­бо­ток от­расле­вых об­разо­ва­тель­ных про­грамм ГАОУ ВО «Московский го­родской уни­вер­си­тет управ­ле­ния Пра­ви­тель­ства Моск­вы име­ни Ю.М. Луж­ко­ва». 107045, Москва, ул. Сре­тен­ка, д. 28. Тел.: +7 (495) 957-75-75. E-mail: medirk@mail.ru. ORCID: 0000−0002−7301−9891

Ко­мо­ло­ва Оль­га Алек­се­ев­на — ана­ли­тик ГБУ го­ро­да Моск­вы «На­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ский инсти­тут ор­га­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния и ме­ди­цинско­го ме­не­джмен­та Де­пар­тамен­та здра­во­охра­не­ния го­ро­да Моск­вы»; ди­рек­тор Цен­тра про­грамм МРА в здра­во­охра­не­нии ГАОУ ВО «Московский го­родской уни­вер­си­тет управ­ле­ния Пра­ви­тель­ства Моск­вы име­ни Ю.М. Луж­ко­ва». 115088, Москва, ул. Ша­ри­ко­под­шип­ни­ковская, д. 9. Тел. +7 (495) 530-12-89. E-mail: komolovaOA@edu.mos.ru. ORCID: 0000−0003−3792−0954

Ру­са­но­ва Ок­са­на Сер­ге­ев­на — экс­перт сек­то­ра ис­сле­до­ва­ний и раз­ра­бо­ток от­расле­вых об­разо­ва­тель­ных про­грамм ГАОУ ВО «Московский го­родской уни­вер­си­тет управ­ле­ния Пра­ви­тель­ства Моск­вы име­ни Ю.М. Луж­ко­ва». 107045, Москва, ул. Сре­тен­ка, д. 28. Тел.: +7 (495) 957-75-75. E-mail: oxrusanova@gmail.com

1Государственное бюд­жет­ное учре­жде­ние го­ро­да Моск­вы «На­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ский инсти­тут ор­га­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния и ме­ди­цинско­го ме­не­джмен­та Де­пар­тамен­та здра­во­охра­не­ния го­ро­да Моск­вы»; 2Государственное ав­то­ном­ное об­разо­ва­тель­ное учре­жде­ние выс­ше­го об­разо­ва­ния «Московский го­родской уни­вер­си­тет управ­ле­ния Пра­ви­тель­ства Моск­вы име­ни Ю.М. Луж­ко­ва»

Цель ис­сле­до­ва­ния. Изу­чить во­про­сы транс­фор­ма­ции культу­ры ме­ди­цинской ор­га­ни­за­ции че­рез обу­че­ние пер­со­на­ла, об­су­жде­ние оши­бок, вы­стра­и­ва­ние диа­ло­га меж­ду вра­чом и па­ци­ен­та­ми. Ма­те­ри­а­лы и ме­то­ды. По­иск ре­ле­вант­ных ма­те­ри­а­лов осу­ще­ствлял­ся в биб­лио­гра­фи­че­ских ба­зах дан­ных Elibrary, PubMed, MEDLINE, Scopus, Google Scholar по клю­че­вым сло­вам: во­вле­чен­ность, моти­ва­ция, компе­тен­ции, кор­по­ра­тив­ная культу­ра, ме­ди­цинский пер­со­нал, па­ци­ен­тоо­ри­ен­ти­ро­ван­ность. Дан­ные о ре­зульта­тах фор­миро­ва­ния па­ци­ен­тоо­ри­ен­ти­ро­ван­ной кор­по­ра­тив­ной культу­ры по­лу­че­ны пу­тем анке­ти­ро­ва­ния и ин­тер­вью­и­ро­ва­ния ме­ди­цинско­го пер­со­на­ла и па­ци­ен­тов в 6 ме­ди­цинских ор­га­ни­за­ци­ях, под­ве­дом­ствен­ных Де­пар­тамен­ту здра­во­охра­не­ния го­ро­да Моск­вы. Для оцен­ки со­сто­я­ния па­ци­ен­тоо­ри­ен­ти­ро­ван­ной кор­по­ра­тив­ной культу­ры ме­ди­цинской ор­га­ни­за­ции раз­ра­бо­та­ны и про­ана­ли­зи­ро­ва­ны три ви­да анкет: «Вовле­чен­ность па­ци­ен­та в ле­че­ние» (622 анке­ты), «Вовле­чен­ность со­труд­ни­ков ме­ди­цинской ор­га­ни­за­ции» (535), «Вра­чеб­ные ошиб­ки» (481).Ре­зульта­ты. По­ка­за­но, что до­ве­ря­ет своим ру­ко­во­ди­те­лям и по­ни­ма­ет цель сво­ей ра­бо­ты 42,2% ме­ди­цинско­го пер­со­на­ла, од­на­ко 15,6% ре­спон­ден­тов не хо­чет брать на се­бя от­вет­ствен­ность и ини­ци­а­ти­ву за из­ме­не­ния. Со­труд­ни­ки ме­ди­цинских ор­га­ни­за­ций от­ме­ча­ют, что ра­бо­та­ют в стрес­со­вых усло­ви­ях, и это огра­ни­чи­ва­ет их ли­дер­ские ка­че­ства и воз­мож­ность их де­монстри­ро­вать. Сре­ди при­чин воз­ник­но­ве­ния вра­чеб­ных оши­бок наи­бо­лее ча­сто ука­зы­ва­ли «недо­ста­точное вре­мя на ра­бо­ту с па­ци­ен­том» (31,5%) и «вы­со­кий уро­вень стрес­са ме­ди­цинских ра­бот­ни­ков» (22%).В большинстве слу­ча­ев па­ци­ен­ты по­ни­ма­ют це­ли и план сво­е­го ле­че­ния (77,3%), до­ве­ря­ют своим вра­чам и го­то­вы вы­пол­нять их ре­ко­мен­да­ции (85,3%). Од­на­ко око­ло 1/3 бы­ли не до­воль­ны тем, как врач про­вел с ни­ми при­ем и объ­яс­нил ле­че­ние. От­сут­ствие на ре­гу­ляр­ной осно­ве обу­че­ния ме­ди­цинско­го пер­со­на­ла на­вы­кам ком­му­ни­ка­ции не поз­во­ля­ет па­ци­ен­там чет­ко по­ни­мать и при­ни­мать ле­че­ние и про­фи­лак­ти­ку своих за­бо­ле­ва­ний.За­клю­че­ние. Обу­че­ние яв­ляет­ся глав­ным эле­мен­том при фор­миро­ва­нии культур­ных компе­тен­ций, в том чис­ле па­ци­ен­тоо­ри­ен­ти­ро­ван­ной культу­ры ме­ди­цинской ор­га­ни­за­ции. Обу­че­ние на­вы­кам вза­и­мо­дей­ствия да­ет по­тен­ци­ал для улуч­ше­ния вза­и­мо­от­но­ше­ний па­ци­ент-врач за счет уве­ли­че­ния по­ни­ма­ния культур­ных осо­бен­но­стей обо­их участ­ни­ков об­ще­ния.
Ключевые слова: вовлеченность, мотивация, компетенции, корпоративная культура, вовлеченность, медицинский персонал, пациенториентированность

CREATING CORPORATE CULTURE OF A MEDICAL ORGANIZATION FOR GREATER PATIENT-CENTERED CARE

K. Tsaranov2, A. Tarbastaev2, O. Komolova1,2, O. Rusanova2

The authors declare no competing interests.

Funding: the study had no funding.

For citation: Tsaranov KN, Tarbastaev AG, Komolova OA, Rusanova OS. Creating corporate culture of a medical organization for greater patient-centered care. Health Care Standardization Problems. 2021; 1−2: 34−40. DOI: 10.26347/1607−2502202101−02034−040.

About the authors:

Konstantin N. Tsaranov — Ph. D. in Medicine, Head of the Department for the Development of Sectoral Educational Programs, Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University. E-mail: tsaranovkn@edu.mos.ru. ORCID0000−0001−7245−080X

Alexey G. Tarbastaev — Ph. D. in Medicine, Head of the Research and Development Sector of Branch Educational Programs, Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University. E-mail: medirk@mail.ru. ORCID0000−0002−7301−9891

Olga A. Komolova — analyst, Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department, Director of the Center for MRA Programs in Healthcare, Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University. E-mail: komolovaOA@edu.mos.ru. ORCID0000−0003−3792−0954

Oksana S. Rusanova — expert of the Research and Development Sector of Branch Educational Programs, Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University. E-mail: oxrusanova@gmail.com

1Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department; 2Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University

Objective. To study the transformation of the culture of a medical organization through staff training, mistakes discussion, building communication between doctors and patients.Methods. The study is based on the materials found in the bibliographic databases of Elibrary, PubMed, MEDLINE, Scopus, Google Scholar by the keywords: involvement, motivation, competencies, corporate culture, involvement, medical personnel, patient orientation. Data on the results of the formation of a patient-centered corporate culture were obtained by questioning and interviewing medical personnel in 6 medical organizations subordinate to the Moscow Healthcare Department and among patients of these organizations. To assess the state of the patient-centered corporate culture of a medical organization, three types of questionnaires have been developed and analyzed: «Patient involvement in treatment» (622 questionnaires), «Involvement of employees of a medical organization» (535), «Medical errors» (481).Results. The study shows that 42.2% of medical personnel trust their managers and understand their goals, but 15.6% of respondents do not want to take responsibility and initiative for changes. Healthcare workers claim, they work under stress limiting their leadership skills and the ability to demonstrate them. The most frequent reasons of medical errors were named «insufficient time to work with a patient» (31.5%) and «high stress level of medical workers» (22%). In most cases, patients understand the goals and plan of their treatment (77.3%), trust their doctors and are ready to follow their recommendations (85.3%). However, about a third of them are not happy with the way the doctor treats them and explains the treatment. The lack of regular training in communication skills for medical personnel does not allow patients to clearly understand and accept the treatment and prevention of their diseases.Interpretation. Education is the key element to form cultural competencies and patient-centered culture of a medical organization. Communication skills training potentially may improve the patient-doctor relationship by increasing cultural understanding of both participants in the communication.
Keywords: involvement, motivation, competencies, corporate culture, involvement, medical personnel, patient focus