https://doi.org/10.26347/1607-2502202101-02034-040
Цель исследования. Изучить вопросы трансформации культуры медицинской организации через обучение персонала, обсуждение ошибок, выстраивание диалога между врачом и пациентами. Материалы и методы. Поиск релевантных материалов осуществлялся в библиографических базах данных Elibrary, PubMed, MEDLINE, Scopus, Google Scholar по ключевым словам: вовлеченность, мотивация, компетенции, корпоративная культура, медицинский персонал, пациентоориентированность. Данные о результатах формирования пациентоориентированной корпоративной культуры получены путем анкетирования и интервьюирования медицинского персонала и пациентов в 6 медицинских организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы. Для оценки состояния пациентоориентированной корпоративной культуры медицинской организации разработаны и проанализированы три вида анкет: «Вовлеченность пациента в лечение» (622 анкеты), «Вовлеченность сотрудников медицинской организации» (535), «Врачебные ошибки» (481).Результаты. Показано, что доверяет своим руководителям и понимает цель своей работы 42,2% медицинского персонала, однако 15,6% респондентов не хочет брать на себя ответственность и инициативу за изменения. Сотрудники медицинских организаций отмечают, что работают в стрессовых условиях, и это ограничивает их лидерские качества и возможность их демонстрировать. Среди причин возникновения врачебных ошибок наиболее часто указывали «недостаточное время на работу с пациентом» (31,5%) и «высокий уровень стресса медицинских работников» (22%).В большинстве случаев пациенты понимают цели и план своего лечения (77,3%), доверяют своим врачам и готовы выполнять их рекомендации (85,3%). Однако около 1/3 были не довольны тем, как врач провел с ними прием и объяснил лечение. Отсутствие на регулярной основе обучения медицинского персонала навыкам коммуникации не позволяет пациентам четко понимать и принимать лечение и профилактику своих заболеваний.Заключение. Обучение является главным элементом при формировании культурных компетенций, в том числе пациентоориентированной культуры медицинской организации. Обучение навыкам взаимодействия дает потенциал для улучшения взаимоотношений пациент-врач за счет увеличения понимания культурных особенностей обоих участников общения.
Ключевые слова: вовлеченность, мотивация, компетенции, корпоративная культура, вовлеченность, медицинский персонал, пациенториентированность
Objective. To study the transformation of the culture of a medical organization through staff training, mistakes discussion, building communication between doctors and patients.Methods. The study is based on the materials found in the bibliographic databases of Elibrary, PubMed, MEDLINE, Scopus, Google Scholar by the keywords: involvement, motivation, competencies, corporate culture, involvement, medical personnel, patient orientation. Data on the results of the formation of a patient-centered corporate culture were obtained by questioning and interviewing medical personnel in 6 medical organizations subordinate to the Moscow Healthcare Department and among patients of these organizations. To assess the state of the patient-centered corporate culture of a medical organization, three types of questionnaires have been developed and analyzed: «Patient involvement in treatment» (622 questionnaires), «Involvement of employees of a medical organization» (535), «Medical errors» (481).Results. The study shows that 42.2% of medical personnel trust their managers and understand their goals, but 15.6% of respondents do not want to take responsibility and initiative for changes. Healthcare workers claim, they work under stress limiting their leadership skills and the ability to demonstrate them. The most frequent reasons of medical errors were named «insufficient time to work with a patient» (31.5%) and «high stress level of medical workers» (22%). In most cases, patients understand the goals and plan of their treatment (77.3%), trust their doctors and are ready to follow their recommendations (85.3%). However, about a third of them are not happy with the way the doctor treats them and explains the treatment. The lack of regular training in communication skills for medical personnel does not allow patients to clearly understand and accept the treatment and prevention of their diseases.Interpretation. Education is the key element to form cultural competencies and patient-centered culture of a medical organization. Communication skills training potentially may improve the patient-doctor relationship by increasing cultural understanding of both participants in the communication.
Keywords: involvement, motivation, competencies, corporate culture, involvement, medical personnel, patient focus