https://doi.org/10.26347/1607-2502202101-02003-011
Введение. Актуальность вопроса определяется не только объективным запросом на институционализацию наставнических практик со стороны системы здравоохранения, что отражается в ответах медицинских работников на вопросы о потребности в наставнике, удовлетворенности полученными в ходе медицинского образования знаниями и навыками, наличии профессионального выгорания и др., но и усилением внимания к наставничеству со стороны организаторов здравоохранения, ведущих разработку соответствующего федерального законопроекта. Цель исследования. Изучить историю становления нормативно-правовой базы наставничества в государственном здравоохранении. Материалы и методы. Исследование основано на результатах ряда авторских исследований, проведенных под эгидой НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департимента здравоохранения Москвы в 2019 г. и 2020 г., включившие массовый опрос столичных медицинских работников (551 анкета), серии экспертных интервью (23 интервью), экспертный опрос главных врачей столичных медорганизаций, кейс-стади лучших региональных практик наставничества, а также кабинетное исследование.Результаты. Анализ истории нормативного правового регулирования показал, что в последние годы активизировалось движение в сторону создания федеральной нормативной правовой базы по регулированию наставнической деятельности в медицине, однако в ряде уже принятых документов поле действия наставничества сужается, ограничиваясь исключительно молодыми специалистами, что представляется недостаточным. В связи с этим предлагается расширить список категорий медицинских работников, в отношении которых целесообразно осуществлять практики наставничества. Соответственно для каждой из данных категорий следует разработать свои, наиболее эффективные периоды, инструменты и методы наставничества, контрольные процедуры, определить соответствующие категории наставников.Заключение. Таким образом, материалы, представленные в статье, могут быть полезны как специалистам в области организации здравоохранения, так и представителям научного сообщества, разрабатывающим наиболее эффективные пути включения наставничества в систему повышения эффективности государственного здравоохранения.
Ключевые слова: наставничество в здравоохранении, менторство, человеческий потенциал, трудовые ресурсы в здравоохранении, медицинское образование, трудовая адаптация
Background. The studied issue becomes crucial not only because the health care system needs the institutionalization of mentoring practices, which is reflected in the responses of medical workers to questions about the need for a mentor, satisfaction with the knowledge and skills gained during medical education, the presence of professional burnout, etc., but also because the increased attention to medical mentoring is given by the organizers of health care leading the development of the corresponding federal bill.Objective. To study the history of the formation of the regulatory framework for mentoring in public health care.Methods. The study is based on the results of a number of original studies conducted with the support of the Research Institute of Health Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department in 2019 and 2020, which included a mass survey of Moscow medical workers (551 questionnaires), a series of expert interviews (23 interviews), an expert survey of chief doctors of the capital’s medical organizations, case studies of the best regional mentoring practices, as well as a desk research.Results. An analysis of the history of the regulatory and legal consolidation of the institution of mentoring has shown that a trend towards a federal regulatory framework for the regulation of mentoring in medicine has intensified. However, a number of documents adopted narrow the field of action of mentoring, which is limited exclusively to young specialists, which seems insufficient. In this regard, it is proposed to expand the list of categories of medical workers in respect of whom it is advisable to carry out mentoring practices. Accordingly, for each of these categories, personalized most effective periods, tools and methods of mentoring, control procedures should be developed, and appropriate categories of mentors should be determined.Interpretation. Thus, the materials presented in the article can be useful both for specialists in the field of healthcare organization and representatives of the scientific community, who are developing the most effective ways to include mentoring in the system of improving the efficiency of public healthcare.
Keywords: mentoring in health care, mentoring, human potential, labor force in health care, medical education, labor adaptation