https://doi.org/10.26347/1607-2502202101-02003-011

СТАНОВЛЕНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ НАСТАВНИЧЕСТВАВ ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Ю.С. Не­на­хо­ва

Ав­тор заяв­ляют об от­сут­ствии воз­мож­ных кон­флик­тов ин­тере­сов.

Фи­нан­си­ро­ва­ние: ис­сле­до­ва­ние не име­ло спон­сор­ской под­держ­ки.

Для ци­ти­ро­ва­ния: Не­на­хо­ва Ю.С. Ста­нов­ле­ние нор­ма­тив­но-пра­во­вой ба­зы на­став­ни­че­ства в здра­во­охра­не­нии. Пробле­мы стан­дар­ти­за­ции в здра­во­охра­не­нии. 2021; 1−2: 3−11. DOI: 10.26347/1607−2502202101−02003−011.

Све­де­ния об ав­то­рах:

Не­на­хо­ва Юлия Сер­ге­ев­на — ана­ли­тик ГБУ «На­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ский инсти­тут ор­га­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния и ме­ди­цинско­го ме­не­джмен­та Де­пар­тамен­та здра­во­охра­не­ния го­ро­да Моск­вы». 115088, Москва, ул. Ша­ри­ко­под­шип­ни­ковская, д. 9, науч­ный со­труд­ник Ин­сти­ту­та со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских проблем на­ро­до­на­се­ле­ния — обо­соб­лен­но­го подраз­де­ле­ния ФГБУН Фе­де­раль­но­го науч­но-ис­сле­до­ва­тель­ско­го со­ци­о­ло­ги­че­ско­го цен­тра Рос­сий­ской ака­де­мии наук. 117218, Москва, ул. На­хи­мовский пр-т, 32. Тел.: +7 (977) 387-70-83. E-mail: yulia-nenakhova@yandex.ru.ORCID: https://orcid.org/0000−0002−5865−1012

ГБУ «На­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ский инсти­тут ор­га­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния и ме­ди­цинско­го ме­не­джмен­та Де­пар­тамен­та здра­во­охра­не­ния г. Моск­вы»

Вве­де­ние. Ак­ту­аль­ность во­про­са опре­де­ля­ет­ся не толь­ко объек­тив­ным запро­сом на инсти­ту­ци­о­на­ли­за­цию на­став­ни­че­ских прак­тик со сто­ро­ны си­сте­мы здра­во­охра­не­ния, что от­ра­жа­ет­ся в от­ве­тах ме­ди­цинских ра­бот­ни­ков на во­про­сы о по­треб­но­сти в на­став­ни­ке, удовле­тво­рен­но­сти по­лу­чен­ны­ми в хо­де ме­ди­цинско­го об­разо­ва­ния зна­ни­я­ми и на­вы­ка­ми, на­личии про­фес­сио­наль­но­го вы­го­ра­ния и др., но и уси­ле­ни­ем вни­ма­ния к на­став­ни­че­ству со сто­ро­ны ор­га­ни­за­то­ров здра­во­охра­не­ния, ве­ду­щих раз­ра­ботку со­от­вет­ству­ю­ще­го фе­де­раль­но­го за­ко­но­проек­та. Цель ис­сле­до­ва­ния. Изу­чить ис­то­рию ста­нов­ле­ния нор­ма­тив­но-пра­во­вой ба­зы на­став­ни­че­ства в го­су­дар­ствен­ном здра­во­охра­не­нии. Ма­те­ри­а­лы и ме­то­ды. Ис­сле­до­ва­ние осно­ва­но на ре­зульта­тах ря­да ав­торских ис­сле­до­ва­ний, про­ве­ден­ных под эги­дой НИИ Ор­га­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния и ме­ди­цинско­го ме­не­джмен­та Де­пар­ти­мен­та здра­во­охра­не­ния Моск­вы в 2019 г. и 2020 г., вклю­чив­шие массо­вый опрос сто­лич­ных ме­ди­цинских ра­бот­ни­ков (551 анке­та), се­рии экс­перт­ных ин­тер­вью (23 ин­тер­вью), экс­перт­ный опрос глав­ных вра­чей сто­лич­ных медор­га­ни­за­ций, кейс-ста­ди луч­ших регио­наль­ных прак­тик на­став­ни­че­ства, а так­же ка­би­нет­ное ис­сле­до­ва­ние.Ре­зульта­ты. Ана­лиз ис­то­рии нор­ма­тив­ного пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния по­ка­зал, что в по­след­ние го­ды ак­ти­ви­зи­ро­ва­лось дви­же­ние в сто­ро­ну со­зда­ния фе­де­раль­ной нор­ма­тив­ной пра­во­вой ба­зы по ре­гу­ли­ро­ва­нию на­став­ни­че­ской де­я­тель­но­сти в ме­ди­ци­не, од­на­ко в ря­де уже при­ня­тых до­ку­мен­тов по­ле дей­ствия на­став­ни­че­ства су­жа­ет­ся, огра­ни­чи­ваясь ис­клю­чи­тель­но мо­ло­ды­ми спе­ци­а­ли­ста­ми, что пред­став­ляет­ся недо­ста­точ­ным. В свя­зи с этим предла­га­ет­ся расши­рить спи­сок ка­те­го­рий ме­ди­цинских ра­бот­ни­ков, в от­но­ше­нии ко­то­рых це­ле­со­об­раз­но осу­ще­ствлять прак­тики на­став­ни­че­ства. Со­от­вет­ствен­но для каж­дой из дан­ных ка­те­го­рий сле­ду­ет раз­ра­бо­тать свои, наи­бо­лее эф­фек­тив­ные пе­ри­о­ды, инстру­мен­ты и ме­то­ды на­став­ни­че­ства, контроль­ные про­це­ду­ры, опре­де­лить со­от­вет­ству­ю­щие ка­те­го­рии на­став­ни­ков.За­клю­че­ние. Та­ким об­разом, ма­те­ри­а­лы, пред­став­лен­ные в ста­тье, мо­гут быть по­лезны как спе­ци­а­ли­стам в об­ла­сти ор­га­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния, так и пред­ста­ви­те­лям науч­ного со­об­ще­ства, раз­ра­ба­ты­ва­ю­щим наи­бо­лее эф­фек­тив­ные пу­ти вклю­че­ния на­став­ни­че­ства в си­сте­му по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти го­су­дар­ствен­но­го здра­во­охра­не­ния.
Ключевые слова: наставничество в здравоохранении, менторство, человеческий потенциал, трудовые ресурсы в здравоохранении, медицинское образование, трудовая адаптация

FORMATION OF THE REGULATORY FRAMEWORK OF MENTORING IN THE HEALTH CARE

Y. Nenakhova

1 Здесь и да­лее при­во­дят­ся ци­та­ты экс­пер­тов, по­лу­чен­ные в рам­ках се­рии экс­перт­ных ин­тер­вью по ре­зульта­там ис­сле­до­ва­ния пер­спек­тив инсти­ту­ци­о­на­ли­за­ции на­став­ни­че­ства, про­ве­ден­но­го НИИОЗММ ДЗМ при уча­стии ав­то­ра в 2020 г.

The author declares no competing interests.

Funding: the study had no funding.

For citation: Nenakhova YS. Formation of the regulatory framework of mentoring in the health care. Health Care Standardization Problems. 2021; 1−2: 3−11. DOI: 10.26347/1607−2502202101−02003−011.

About the author:

Yulia S. Nenakhova — Analyst, Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department; Researcher, Institute of Socio-Economic Studies of Population — Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences. E-mail: yulia-nenakhova@yandex.ru. ORCID: https://orcid.org/0000−0002−5865−1012

Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department

Background. The studied issue becomes crucial not only because the health care system needs the institutionalization of mentoring practices, which is reflected in the responses of medical workers to questions about the need for a mentor, satisfaction with the knowledge and skills gained during medical education, the presence of professional burnout, etc., but also because the increased attention to medical mentoring is given by the organizers of health care leading the development of the corresponding federal bill.Objective. To study the history of the formation of the regulatory framework for mentoring in public health care.Methods. The study is based on the results of a number of original studies conducted with the support of the Research Institute of Health Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department in 2019 and 2020, which included a mass survey of Moscow medical workers (551 questionnaires), a series of expert interviews (23 interviews), an expert survey of chief doctors of the capital’s medical organizations, case studies of the best regional mentoring practices, as well as a desk research.Results. An analysis of the history of the regulatory and legal consolidation of the institution of mentoring has shown that a trend towards a federal regulatory framework for the regulation of mentoring in medicine has intensified. However, a number of documents adopted narrow the field of action of mentoring, which is limited exclusively to young specialists, which seems insufficient. In this regard, it is proposed to expand the list of categories of medical workers in respect of whom it is advisable to carry out mentoring practices. Accordingly, for each of these categories, personalized most effective periods, tools and methods of mentoring, control procedures should be developed, and appropriate categories of mentors should be determined.Interpretation. Thus, the materials presented in the article can be useful both for specialists in the field of healthcare organization and representatives of the scientific community, who are developing the most effective ways to include mentoring in the system of improving the efficiency of public healthcare.
Keywords: mentoring in health care, mentoring, human potential, labor force in health care, medical education, labor adaptation