https://doi.org/10.26347/1607-2502202011-12037-043

ВЫЗОВЫ ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ОБРАЗУ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ПАНДЕМИЕЙ COVID-19

А.Ю. Абра­мов1, Д.И. Ки­ча1, С.А. Сил­ки­на1, Е.Е. Ко­мис­са­ров2, О.В. Ру­ко­дай­ный1, А.С.Ма­ка­рян1, К.В. Зо­рин3, А.Г. Абу Са­бха Ра­а­фат1

Ав­то­ры заяв­ляют об от­сут­ствии воз­мож­ных кон­флик­тов ин­тере­сов.

Фи­нан­си­ро­ва­ние: ис­сле­до­ва­ние не име­ло спон­сор­ской под­держ­ки.

Для ци­ти­ро­ва­ния: Абра­мов А.Ю., Ки­ча Д.И., Сил­ки­на С.А., Ко­мис­са­ров Е.Е., Ру­ко­дай­ный О.В., Ма­ка­рян А.С., Зо­рин К.В., Абу Са­бха Ра­а­фат А.Г. Вы­зо­вы выс­ше­му об­разо­ва­нию и об­ра­зу жиз­ни сту­ден­тов, обу­слов­лен­ные пан­де­ми­ей COVID-19. Пробле­мы стан­дар­ти­за­ции в здра­во­охра­не­нии. 2020; 11−12: 37−43. DOI: 10.26347/1607−2502202011−12037−043.

Све­де­ния об ав­то­рах:

Абра­мов Алек­сей Юрье­вич — д-р мед. наук, до­цент, ди­рек­тор Ме­ди­цинско­го инсти­ту­та ФГАОУ ВО «Рос­сий­ский уни­вер­си­тет друж­бы на­ро­дов» Ми­ни­стер­ства нау­ки и выс­ше­го об­разо­ва­ния РФ. 117198, Москва, ул. Ми­клу­хо-Ма­клая, 6. E-mail: abramov_au@pfur.ru. ORCID/https://orcid.org/0000−0001−7178−1260.

Ки­ча Дмит­рий Ива­но­вич — д-р мед. наук, про­фес­сор, зав. ка­фед­рой ор­га­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния, ле­кар­ствен­но­го обес­пе­че­ния, ме­ди­цинских тех­но­ло­гий и ги­ги­е­ны ФНМО Ме­ди­цинско­го инсти­ту­та ФГАОУ ВО «Рос­сий­ский уни­вер­си­тет друж­бы на­ро­дов» Ми­ни­стер­ства нау­ки и выс­ше­го об­разо­ва­ния РФ. 117198, Москва, ул. Ми­клу­хо-Ма­клая, 6. Тел.: + 7 (909) 998-46-64. E-mail.: kicha_di@pfur.ru.

Сил­ки­на Со­фья Вла­ди­миров­на — МВА, на­чаль­ник отде­ла управ­ле­ния де­ла­ми и коор­ди­на­ции де­я­тель­но­сти Ме­ди­цинско­го инсти­ту­та ФГАОУ ВО «Рос­сий­ский уни­вер­си­тет друж­бы на­ро­дов», Ми­ни­стер­ства нау­ки и выс­ше­го об­разо­ва­ния РФ. 117198, Москва, ул. Ми­клу­хо-Ма­клая, 6.

Ко­мис­са­ров Ев­ге­ний Ев­ге­нье­вич — за­ве­ду­ю­щий отде­ле­ни­ем плат­ной ме­ди­цинской по­мо­щи. ГБУЗ «Че­ля­бинская об­ласт­ная дет­ская кли­ни­че­ская боль­ни­ца». 454087, г. Че­ля­бинск, ул. Блю­хе­ра 42-А. E-mail: evkomissarov@yandex.ru. ORCID: 0000−0003−1275−9164, SPIN-код: 3095−3372.

Ма­ка­рян Ар­так Сей­ра­но­вич — канд. мед. наук, до­цент ка­фед­ры ор­га­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния, ле­кар­ствен­но­го обес­пе­че­ния, ме­ди­цинских тех­но­ло­гий и ги­ги­е­ны ФНМО Ме­ди­цинско­го инсти­ту­та ФГАОУ ВО «Рос­сий­ский уни­вер­си­тет друж­бы на­ро­дов» Ми­ни­стер­ства нау­ки и выс­ше­го об­разо­ва­ния РФ. 117198, Москва, ул. Ми­клу­хо-Ма­клая, 6.

Ру­ко­дай­ный Олег Вла­ди­миро­вич — канд. мед. наук, ас­си­стент ка­фед­ры ор­га­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния, ле­кар­ствен­но­го обес­пе­че­ния, ме­ди­цинских тех­но­ло­гий и ги­ги­е­ны ФНМО МИ ФГАОУ ВО РУДН Ми­ни­стер­ства нау­ки и об­разо­ва­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. 117198, Москва, ул. Ми­клу­хо-Ма­клая, д. 21, кор­пус 3. E-mail: orukodaynyy@gmail.com. ORCID: 0000−0001−9134−7189.

Зо­рин Констан­тин Вя­че­сла­во­вич — канд. мед. наук, до­цент ка­фед­ры ЮНЕСКО «Здо­ро­вый об­раз жиз­ни — за­лог успеш­но­го раз­ви­тия» ФГБУ ВО «Московский го­су­дар­ствен­ный ме­ди­ко-сто­ма­то­ло­ги­че­ский уни­вер­си­тет им. А.И. Ев­до­ки­мо­ва» Мин­здра­ва Рос­сии. 127473, Москва, ул. Де­ле­гат­ская, д. 20, стр. 1. https://orcid.org/0000−0001−8819−6818.

Абу Са­бха Ра­а­фат А.Г. — ас­пи­рант ка­фед­ры об­ще­ствен­но­го здо­ро­вья, здра­во­охра­не­ния и ги­ги­е­ны Ме­ди­цинско­го инсти­ту­та ФГАОУ ВО «Рос­сий­ский уни­вер­си­тет друж­бы на­ро­дов, Ми­ни­стер­ства нау­ки и выс­ше­го об­разо­ва­ния РФ. 117198, Москва, ул. Ми­клу­хо-Ма­клая, 6.

Обо­сно­ва­ние лич­но­го уча­стия ав­то­ров в на­пи­са­нии ста­тьи:

Абра­мов Алек­сей Юрье­вич — науч­ное консульти­ро­ва­ние по ак­ту­аль­но­сти и пробле­мы ис­сле­до­ва­ния, при­о­ри­те­там под­хо­дов по ре­зульта­там ра­бо­ты учеб­ных подраз­де­ле­ний в усло­ви­ях пан­де­мии COVID-19, науч­ная ре­дак­ция ста­тьи, опре­де­ле­ние стра­те­гии вы­во­дов по управ­ле­нию учеб­ным про­цес­сом в усло­ви­ях пан­де­мии.

Ки­ча Дмит­рий Ива­но­вич — по­ста­нов­ка це­ли, раз­ра­ботка кон­цеп­ции и ме­то­до­ло­гии ис­сле­до­ва­ния ди­стан­ци­он­ных ме­то­дов ра­бо­ты, ана­лиз и струк­ту­ри­ро­ва­ние по­лу­чен­ных дан­ных, ре­дак­ти­ро­ва­ние тек­ста и вы­во­дов. Фор­му­ли­ров­ка предло­же­ний по управ­ле­нию учеб­ным про­цес­сом в усло­ви­ях пан­де­мии.

Сил­ки­на Со­фья Вла­ди­миров­на — не­по­сред­ствен­ное уча­стие в сбо­ре, об­ра­ботке, ана­лизе дан­ных, по­лу­чен­ных с разных ка­федр, сбор обрат­ной свя­зи от пер­со­на­ла ка­федр и коор­ди­на­ции служб обес­пе­че­ния. При­ни­ма­ла лич­ное уча­стие в под­го­тов­ке основ­ных те­зи­сов и раз­де­лов ста­тьи, предло­же­ний по ди­стан­ци­он­ной ра­бо­те по управ­ле­нию учеб­ным про­цес­сом в усло­ви­ях пан­де­мии.

1ФГАОУ ВО «Рос­сий­ский уни­вер­си­тет друж­бы на­ро­дов»; 2ГБУЗ «Че­ля­бинская об­ласт­ная дет­ская кли­ни­че­ская боль­ни­ца»; 3ФГБУ ВО «Московский го­су­дар­ствен­ный ме­ди­ко- сто­ма­то­ло­ги­че­ский уни­вер­си­тет им. А.И. Ев­до­ки­мо­ва»

Цель ис­сле­до­ва­ния. Вы­пол­нить ана­лиз вы­зо­вов пан­де­мии COVID-19 в сфе­ре выс­ше­го об­разо­ва­ния и при­о­ри­тет­ных фак­то­ров фор­миро­ва­ния об­раза жиз­ни сту­ден­тов. Ма­те­ри­а­лы и ме­то­ды. Объ­ект ис­сле­до­ва­ния — си­сте­ма обу­че­ния и сту­ден­ты меж­ду­на­род­но-ори­ен­ти­ро­ван­но­го уни­вер­си­тета ФГАОУ ВО «Рос­сий­ский уни­вер­си­тет друж­бы на­ро­дов» (РУДН). Для це­лей ис­сле­до­ва­ния раз­ра­бо­та­на анке­та, направ­лен­ная на вы­яв­ле­ние фак­то­ров фор­миро­ва­ния об­раза жиз­ни сту­ден­тов, вы­зван­ных пан­де­ми­ей COVID-19. На на­чаль­ном эта­пе с уче­том са­ни­тар­но-эпи­де­мио­ло­ги­че­ских огра­ни­че­ний со­бра­но 30 анкет. Экс­перт­ной оцен­ке подле­жа­ли но­вые ре­гла­мен­ты ор­га­ни­за­ции учеб­но­го про­цес­са в оч­ной и ди­стан­ци­он­ной фор­мах, а так­же ре­зульта­ты анке­ти­ро­ва­ния сту­ден­тов РУДН. Ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния: ана­ли­ти­че­ский, контент-ана­лиз, со­ци­о­ло­ги­че­ский, со­ци­аль­но-ги­ги­е­ни­че­ский, ста­ти­сти­че­ский.Ре­зульта­ты. Под влия­ни­ем пан­де­мии COVID-19 об­раз жиз­ни и об­разование пре­тер­пе­ли су­ще­ствен­ные из­ме­не­ния. Не­ожи­дан­но про­яви­лись пробле­мы сту­ден­тов, по­треб­ля­ю­щих раз­лич­ную та­бач­ную про­дук­цию. Свое здо­ро­вье и само­чув­ствие «хо­ро­шим» счи­та­ют око­ло 25% сту­ден­тов. В ста­дии раз­ра­ботки ре­ко­мен­да­ций сту­ден­там, адми­ни­стра­ции и вра­чам о пу­тях со­вер­шен­ство­ва­ния об­раза жиз­ни, об­ще­го и сто­ма­то­ло­ги­че­ско­го здо­ро­вья, форм и ме­то­дов под­дер­жа­ния здо­ро­во­го об­раза жиз­ни сту­ден­тов с уче­том огра­ни­чи­тель­ных ме­ро­при­я­тий в усло­ви­ях пан­де­мии.За­клю­че­ние. Ме­ди­цинский инсти­тут и си­сте­ма не­пре­рыв­но­го ме­ди­цинско­го об­разо­ва­ния РУДН эф­фек­тив­но от­ве­ти­ли на вы­зо­вы об­разо­ва­нию в усло­ви­ях пан­де­мии COVID-19, и про­дол­жи­ли эф­фек­тив­ное обу­че­ние сту­ден­тов, пу­тем про­ве­де­ния за­ня­тий и эк­за­ме­нов в он­лайн- и офлайн-фор­ма­те. Усло­вия ка­ран­ти­на спро­во­ци­ро­ва­ли вы­зо­вы ме­не­джмен­ту РУДН, для фор­миро­ва­ния устой­чи­вой об­разовательной сре­ды, под­держ­ки науч­ных ис­сле­до­ва­ний при под­дер­жа­нии без­опас­но­сти сту­ден­тов и пре­по­да­ва­телей.
Ключевые слова: медицинское образование, РУДН, COVID-19, коронавирусная инфекция, образ жизни, здоровье, вызовы

CHALLENGES TO HIGHER EDUCATION AND STUDENT LIFESTYLE CAUSED BY THE COVID-19 PANDEMIC

A. Abramov1, D. Kicha1, S. Silkina1, E. Komissarov2, A. Makaryan1, O. Rukodayny1, K. Zorin3, Abu Sabha Raafat1

Ко­мис­са­ров Ев­ге­ний Ев­ге­нье­вич — опре­де­ле­ние ин­те­гра­ции в под­хо­дах к ис­сле­до­ва­нию, опыт парт­нер­ских ор­га­ни­за­ций и ор­га­ни­за­ция сбо­ра дан­ных на прак­ти­че­ских ба­зах, ин­тер­пре­та­ция ре­зульта­тов, мне­ние соав­то­ров ста­тьи, вы­ра­бо­тал оп­ти­маль­ные ор­га­ни­за­ци­он­ные ре­ше­ния в ис­сле­до­ва­нии ра­бо­ты в усло­ви­ях пан­де­мии.

Ру­ко­дай­ный Олег Вла­ди­миро­вич — раз­ра­ботка ме­то­ди­че­ских при­е­мов и предло­же­ний, оп­ти­миза­ция управ­ле­ния дан­ны­ми в хо­де про­ве­де­ния ис­сле­до­ва­ния. При­ни­мал уча­стие в на­пи­са­нии, пере­во­де на ан­глий­ский язык и кор­рек­ти­ров­ке ста­тьи, в оформ­ле­нии тре­бо­ва­ний жур­на­ла к ста­тье, ли­тера­тур­ном об­зо­ре и вы­во­дах.

Ма­ка­рян Ар­так Сей­ра­но­вич — раз­ра­ботка ста­ти­сти­че­ских ме­то­дов и по­лу­че­ние по­ка­за­телей, оп­ти­миза­ция управ­ле­ния дан­ны­ми в усло­ви­ях ди­стан­ци­онно­го обу­че­ния, хо­де про­ве­де­ния ис­сле­до­ва­ния. При­ни­мал уча­стие в пере­во­де на ан­глий­ский язык биб­лио­гра­фии и с ан­глий­ско­го язы­ка, ре­дак­ции ак­ту­аль­но­сти ли­тера­тур­ных ссы­лок и вы­во­дах.

Зо­рин Констан­тин Вя­че­сла­во­вич — не­по­сред­ствен­ное уча­стие в сбо­ре, об­ра­ботке, ана­лизе дан­ных об­раза жиз­ни сту­ден­тов, ма­те­ри­а­лов ЮНЕСКО, ин­тер­пре­та­ция по­лу­чен­ных дан­ных разных парт­нер­ских пло­ща­док, сбор обрат­ной свя­зи от сту­ден­тов по об­ра­зу жиз­ни. При­ни­мал лич­ное уча­стие в под­го­тов­ке раз­де­лов оце­нок об­раза жиз­ни и ЮНЕСКО.

Абу Са­бха Ра­а­фат А.Г. — не­по­сред­ствен­ное уча­стие в сбо­ре, об­ра­ботке дан­ных об­раза жиз­ни сту­ден­тов, ма­те­ри­а­лов меж­ду­на­род­ных ре­зю­ме ста­тей, в ком­му­ни­ка­ци­ях обрат­ной свя­зи мне­ний от сту­ден­тов. При­ни­мал лич­ное уча­стие в под­го­тов­ке раз­де­лов от учеб­ных подраз­де­ле­ний, об­раза жиз­ни.

The authors declare no conflicts of interests.

Funding: The study had no funding.

For citation: Abramov AYu, Kicha DI, Silkina SA, Komissarov EE, Rukodayny OV, Makaryan AS, Zorin KV, Abu Sabha Raafat. Challenges to higher education and student lifestyle caused by the covid-19 pandemic. Health Care Standardization Problems. 2020; 11−12: 37−43. DOI: 10.26347/1607−2502202011−12037−043.

About the authors:

Aleksey Y. Abramov — Sc. D. in Medicine, Assistant Professor, Institute of Medicine, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). E-mail: abramov_au@pfur.ru/ORCID: https://orcid.org/0000−0001−7178−1260.

Prof. Dmitry I. Kicha — Sc. D. in Medicine, Head of the Division of Health Care, Pharmaceutical Provision, Medical Technologies and Hygiene, Institute of Medicine, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). E-mail: d_kicha@mail.ru.ORCID: http://orcid.org/0000−0001−6529−372X.

Sofia V. Silkina — MBA, Head of the Department of Business Administration and Coordination of the Institute of Medicine, Peoples ' Friendship University of Russia.

Evgeny E. Komissarov — Head of the Commercial Medical Care Department, Chelyabinsk Regional Pediatric Clinical Hospital. ORCID: 0000−0003−1275−9164, SPIN: 3095−3372. E-mail: evkomissarov@yandex.ru.

Artak S. Makaryan — Ph. D. in Medicine, Assistant Professor, Division of Health Care, Pharmaceutical Provision, Medical Technologies and Hygiene, Institute of Medicine, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). E-mail: amakaryan@list.ru ORCID: 0000−0001−5124−8338.

Oleg V. Rukodayny — Ph. D. in Medicine, Assistant Professor of the Division of Health Care, Pharmaceutical Provision, Medical Technologies and Hygiene, Institute of Medicine, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). ORCID: 0000−0001−9134−7189. E-mail: orukodaynyy@gmail.com.

Konstantin V. Zorin — Ph. D. in Medicine, Assistant Professor, UNESCO Department ‘A healthy lifestyle is a guarantee of progress’, A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry. Е-mail: zkv1000@yandex.ru. https://orcid.org/0000−0001−8819−6818.

Abu Sabha Raafat AG — Ph. D. student, Department of Public Health, Health Care and Hygiene, Institute of Medicine, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University).

1Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University); 2Chelyabinsk Regional Pediatric Clinical Hospital; 3A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry;

Objective. To analyze challenges presented by the COVID-19 pandemic to the higher education and priority factors of students' lifestyle formation.Methods. The object of the research is the educational system and students of the internationally university «Peoples' Friendship University of Russia» (RUDN University). For the purposes of the study, a questionnaire was developed to identify factors of the formation of the student lifestyle that were changed by the COVID-19 pandemic. At the initial stage with the sanitary and epidemiological restrictions imposed, 30 questionnaires were collected. The new orders to organize the educational process in full-time and online forms, as well as the questionnaires results of the RUDN University students were analyzed. Research methods: analytical, content analysis, sociological, socio-hygienic, statistical.Results. Lifestyle and education have undergone significant dramatic changes triggered by the COVID-19 pandemic. These changes are assessed by factors of social isolation, lack of personal contacts, distance education, hypodynamia in cramped housing conditions (apartments or dorm rooms), excess of hygienic standards for working on computers, self-development of knowledge, etc. Unexpectedly, the problem of students who consume various tobacco products appeared. About 25% of students consider their health and well-being «good». Recommendations for students, administration and doctors on ways to improve the lifestyle, general and dental health, forms and methods of maintaining a healthy lifestyle for students, are being developed taking into account restrictive measures in a pandemic.Interpretation. The RUDN Institute of Medicine and the RUDN Continuing Medical Education system have effectively responded to the challenges of education in the context of the pandemic and have continued to effectively educate students by conducting classes and exams in online and offline formats. Recommendations were developed for students, administrators and doctors of the system of continuing medical education on the ways to improve the lifestyle, general and dental health, forms and methods of medical and preventive care for students. The quarantine conditions have posed challenges to the university management to create the sustainable environment for education and research capable to protect students and teachers.
Keywords: medical education, RUDN, COVID 19, lifestyle, health, challenges