http://doi.org/10.26347/1607-2502202007-08064-070
Цель исследования. Определить наиболее значимые факторы возникновения и развития конфликтов между врачом и пациентом и/или родственниками пациента, выявить использующиеся в практической деятельности способы досудебного разрешения конфликтов, обосновать организационные технологии профилактики и контроля возникновения и развития конфликтов в отношениях «врач—пациент».Материалы и методы. В феврале—марте 2020 г. проведено анкетирование 100 практикующих российских врачей различных специальностей. Респондентам было предложено ответить на следующие базовые вопросы: «По Вашему мнению, какие факторы могут способствовать развитию конфликта в системе отношений «врач—пациент»?»; «Кто в Вашей медицинской организации уполномочен рассматривать/разрешать конфликты с пациентами?»; «Какие инструменты урегулирования и профилактики конфликтов с пациентами Вы используете в своей практике?».Результаты. На основании полученных данных выделены важнейшие причины, триггеры и факторы возникновения и развития конфликтов между врачом и пациентом. Определены основные субъекты разрешения конфликтных ситуаций с пациентами, а также использующиеся организационные технологии предотвращения и деэскалации конфликтов. Предложена методика оценки вероятности развития конфликта и выбора оптимальной модели взаимоотношений между врачом и пациентом. Даны рекомендации по использованию дополнительных технологий конфликт-менеджмента в медицинской организации.Заключение. Медицинскими организациями в целом и практикующими врачами непосредственно более широко должны использоваться специальные организационные технологии, направленные на предупреждение развития деструктивных конфликтов с пациентами, контролю течения возникших конфликтов, а также снижению их интенсивности.
Ключевые слова: здравоохранение, конфликты, конфликт-менеджмент, организационные факторы, правовые компетенции, коммуникация, отношения с пациентом, организационные технологии
Objective. To identify the most significant factors of conflicts between a doctor and a patient and/or patient relatives, to find out settlement agreements used in practice, to justify organizational technologies for preventing and controlling the occurrence and development of ‘doctor-patient’ conflicts.Methods. In Feb—Mar, 2020, a survey of 100 practicing Russian doctors of various specialties was conducted. Respondents were asked to answer the following questions: What factors can contribute to the development of conflict in doctor-patient relationships?; Who in your medical organization is authorized to resolve conflicts with patients?; What tools do you use to resolve and prevent conflicts with patients in your practice? Results. Based on the data obtained, the most important causes, triggers and factors of conflicts are identified. The main subjects of resolving conflict situations with patients, as well as the organizational technologies used to prevent and de-escalate conflicts, are identified. The study proposes a technique for assessing the likelihood of a conflict and choosing the optimal model of the relationship between the doctor and the patient. Recommendations are given on the use of additional conflict management technologies in a medical organization.Interpretation. Medical organizations and doctors should widely use special organizational technologies aimed at preventing the destructive conflicts with patients, monitoring the course of conflicts that have arisen, and reducing their intensity.
Keywords: healthcare, conflicts, conflict management, organizational factors, legal competence, communication, relations with the patient, organizational technologies