http://doi.org/10.26347/1607-2502202007-08027-033

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ СЛОЖНОГО ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

Р.А. Халь­фин1,2, М.И. Му­сли­мов3,4,5

Ав­то­ры заяв­ляют об от­сут­ствии воз­мож­ных кон­флик­тов ин­тере­сов.

Фи­нан­си­ро­ва­ние: ис­сле­до­ва­ние не име­ло спон­сор­ской под­держ­ки.

Для ци­ти­ро­ва­ния: Халь­фин Р.А., Му­сли­мов М.И. К во­про­су обес­пе­че­ния устой­чи­во­сти не­го­су­дар­ствен­ных ме­ди­цинских ор­га­ни­за­ций в усло­ви­ях слож­но­го эпи­де­мио­ло­ги­че­ско­го пе­ри­о­да. Пробле­мы стан­дар­ти­за­ции в здра­во­охра­не­нии. 2020; 7−8: 27−33. DOI: 10.26347/1607−2502202007−08027−033.

Све­де­ния об ав­то­рах:

Халь­фин Ру­слан Аль­бер­то­вич — д-р мед. наук, про­фес­сор Выс­шей шко­лы управ­ле­ния здра­во­охра­не­ни­ем Ин­сти­ту­та ли­дер­ства и управ­ле­ния здра­во­охра­не­ни­ем ФГАОУ В.О. Пер­вый МГМУ им. И.М. Се­че­но­ва (Се­че­новский уни­вер­си­тет); пре­зи­дент Об­ще­рос­сий­ской об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции «Об­ще­ство спе­ци­а­ли­стов по ор­га­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния и об­ще­ствен­но­го здо­ро­вья» 109004, Москва, ул. Алек­сан­дра Сол­же­ни­цы­на, д. 28, стр. 1. Тел.: +7 (985) 925-94-86. E-mail: ruskhalf@gmail.com. http://orcid.org/0000−0001−7406−9826.

Му­сли­мов Му­слим Илья­со­вич — канд. мед. наук, ге­не­раль­ный ди­рек­тор ООО «Кли­ни­ка науч­ной ме­ди­ци­ны», пред­се­да­тель Ко­ми­те­та по ме­ди­цинским услу­гам Об­ще­рос­сий­ской об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции «Де­ло­вая Рос­сия», пре­зи­дент «Ас­со­ци­а­ции управ­лен­цев сфе­ры здра­во­охра­не­ния». 109559, Москва, ул. Крас­но­дар­ская, д. 52, корп. 2. Тел. +7 (919) 104-03-03. E-mail: office@auz.clinic

1ФГАОУ В.О. Пер­во­го Московско­го го­су­дар­ствен­но­го ме­ди­цинско­го уни­вер­си­тета им. И.М. Се­че­но­ва Мин­здра­ва Рос­сии (Се­че­новский Уни­вер­си­тет); 2Общероссийская об­ще­ствен­ная ор­га­ни­за­ция «Об­ще­ство спе­ци­а­ли­стов по ор­га­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния и об­ще­ствен­но­го здо­ро­вья»; 3Сеть много­про­филь­ных цен­тров «Кли­ни­ка науч­ной ме­ди­ци­ны»; 4Комитет по ме­ди­цинским услу­гам Об­ще­рос­сий­ской об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции «Де­ло­вая Рос­сия»; 5Ассоциация управ­лен­цев сфе­ры здра­во­охра­не­ния

Цель ис­сле­до­ва­ния. Про­ана­ли­зи­ро­вать и вы­явить основ­ные ас­пек­ты де­я­тель­но­сти не­го­су­дар­ствен­ных ме­ди­цинских ор­га­ни­за­ций в усло­ви­ях пан­де­мии но­вой ко­ро­на­ви­рус­ной ин­фек­ции COVID-19.Ма­те­ри­а­лы и ме­то­ды. Объ­ект ис­сле­до­ва­ния — нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, из­дан­ные в 2020 г.; го­су­дар­ствен­ные ста­ти­сти­че­ские дан­ные и све­де­ния Фе­де­раль­но­го шта­ба по борь­бе с рас­про­стра­не­ни­ем ин­фек­ции COVID-19; утвер­жден­ные в уста­нов­лен­ном по­ряд­ке кли­ни­че­ские ре­ко­мен­да­ции и про­то­ко­лы ле­че­ния; экс­перт­ные фи­нан­со­во-ана­ли­ти­че­ские от­че­ты; проек­ты за­ко­но­да­тель­ных и ис­пол­ни­тель­ных ини­ци­а­тив ми­ни­стерств и ве­домств, об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций, вне­сен­ные в уста­нов­лен­ном по­ряд­ке за­ко­но­да­тель­ные и ис­пол­ни­тель­ный ор­га­ны Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции; за­ру­беж­ные и отече­ствен­ные ли­тера­тур­ные ис­точ­ни­ки.Ре­зульта­ты. Про­ве­ден по­дроб­ный ана­лиз при­ня­тых в усло­ви­ях пан­де­мии но­вых нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов, вы­яв­ле­ны узло­вые ре­пер­ные точ­ки кри­ти­че­ски зна­чи­мых проблем не­го­су­дар­ствен­ных ме­ди­цинских ор­га­ни­за­ций, об­су­жде­ны во­про­сы льгот­но­го кре­ди­то­ва­ния, двой­но­го ли­цен­зи­ро­ва­ния, телеме­ди­цинских тех­но­ло­гий, ме­ди­цинских про­фи­лак­ти­че­ских осмот­ров в контек­сте тех ре­аль­ных проблем, с ко­то­ры­ми столк­ну­лись него­су­дар­ствен­ные ме­ди­цинские ор­га­ни­за­ции в про­цес­се пан­де­мии. На осно­ве изу­чен­ных до­ку­мен­тов и ма­те­ри­а­лов сфор­му­ли­ро­ва­ны предло­же­ния по вне­се­нию со­от­вет­ству­ю­щих из­ме­не­ний в дей­ству­ю­щую нор­ма­тив­но-пра­во­вую ба­зу в це­лях обес­пе­че­ния со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской устой­чи­во­сти не­го­су­дар­ствен­ных ме­ди­цинских ор­га­ни­за­ций, функ­ци­о­ни­ру­ю­щих в усло­ви­ях слож­но­го эпи­де­мио­ло­ги­че­ско­го пе­ри­о­да.За­клю­че­ние. Вы­пол­нен­ные ис­сле­до­ва­ния поз­во­ли­ли вы­явить си­стем­ный комплекс проблем­ных во­про­сов для не­го­су­дар­ствен­ных ме­ди­цинских ор­га­ни­за­ций, ко­то­рые на­ря­ду с го­су­дар­ствен­ной си­сте­мой здра­во­охра­не­ния участ­ву­ют в лик­ви­да­ции ин­фек­ции COVID-19 и ее по­след­ствий. Уста­нов­ле­но, что при­ня­тые го­су­дар­ством на фе­де­раль­ном и регио­наль­ном уров­не ме­ры эко­но­ми­че­ской и со­ци­аль­ной под­держ­ки в об­ла­сти охра­ны здо­ро­вья гра­ждан в це­лом и всей от­расли в частно­сти не учи­ты­ва­ют ин­тере­сы него­су­дар­ствен­но­го сек­то­ра здра­во­охра­не­ния, а под­час но­сят дис­кри­ми­на­ци­он­ный от­те­нок. Под­го­тов­лен­ные в хо­де науч­но­го ана­лиза предло­же­ния о вне­се­нии из­ме­не­ний и до­пол­не­ний в за­ко­но­да­тель­ные и нор­ма­тив­ные ак­ты но­сят ха­рак­тер кон­цеп­туаль­ных, направ­лен­ных на сред­не­сроч­ную пер­спек­ти­ву, с це­лью ста­би­ли­за­ции об­ста­нов­ки в не­го­су­дар­ствен­ном сек­то­ре здра­во­охра­не­ния и при­да­ния пол­ной ле­ги­тим­но­сти уси­ли­ям, ко­то­рые пред­при­ни­ма­ют са­ми него­су­дар­ствен­ные ме­ди­цинские ор­га­ни­за­ции (НМО), ме­ди­цинский и адми­ни­стра­тив­но-тех­ни­че­ский пер­со­нал НМО в ре­а­ли­за­ции на­сто­я­щих и пер­спек­тив­ных за­дач, по­став­лен­ных го­су­дар­ством в це­лях борь­бы с но­вой ко­ро­на­ви­рус­ной эпи­де­ми­ей.
Ключевые слова: пандемия, COVID-19, негосударственные медицинские организации, нормативно-законодательная база, телемедицина

ON ENSURING THE SUSTAINABILITY OF THE PRIVATE MEDICAL INSTITUTIONS IN A COMPLICATED EPIDEMIOLOGICAL PERIOD

R.A. Khalfin1,2, M.I. Muslimov3,4,5

The authors declare no competing interests.

Funding: The study had no funding.

For citation: Khalfin RA, Muslimov MI. On ensuring the sustainability of the private medical institutions in a complicated epidemiological period. Health Care Standardization Problems. 2020;7−8: 27−33. DOI: 10.26347/1607−2502202007−08027−033.

About the authors:

Prof. Ruslan A. Khalfin — Sc.D. in Medicine, Department of Higher School of Health Management, Institute of Leadership and Health Management, Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University), President of the Russian Public Organization «Society of Specialists in Health Care and Public Health». Russia, 109004, Moscow, Alexandra Solzhenitsyna Str., 28, bldg. 1. Tel.: +7 (985) 925-94-86. E-mail: ruskhalf@gmail.com. http://orcid.org/0000−0001−7406−9826.

Muslimov Muslim Ilyasovich — Ph. D. in Medicine, General Director of «Evidence-Based Medicine» Medical Center, Chairman of the Committee on Medical Services of the Russian Public Organization «Delovaya Rossiya», President of the «Association of Healthcare Managers». 109559, Russia, Moscow, Krasnodarskaya Str., 52, bldg. 2. Tel.: +7 (919) 104-03-03. E-mail: office@auz.clinic.

1Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University); 2Russian Public Organization «Society of Specialists in Health Care and Public Health»; 3«Evidence-Based Medicine» Multidisciplinary Medical Centers; 4Committee on Medical Services of the Russian Public Organization «Delovaya Rossiya»; 5Association of Healthcare Managers

Objective. To analyze and identify key aspects of the activities of non-governmental medical organizations in the context of the new COVID-19 coronavirus pandemic.Methods. The object of research is legal regulations of the Russian Federation issued in 2020, state statistics and information from the Federal HQ for curbing the spread of COVID-19 infection, duly approved clinical recommendations and treatment protocols, expert financial and analytical reports, draft legislative and executive initiatives of ministries and departments, public organizations, duly submitted to the legislative and executive bodies of the Russian Federation, foreign and domestic literary sources.Results. Undertaken in the context of a pandemic, the detailed analysis of a new legislative and regulatory acts revealed key reference points to critically important problems of the private health care organizations, discussed the issues of preferential crediting, dual licensing, telemedicine technologies, medical preventive examinations in the context of real problems faced by private medical organizations in the process of the pandemic. Based on the studied documents and materials, proposals are formulated for making appropriate changes to the current regulatory and legislative framework in order to ensure the socio-economic stability of the private medical organizations operating in a complex epidemiological period.Interpretation. The research has revealed a systemic set of problematic issues for non-governmental medical organizations that, along with the state health system, participate in the elimination of COVID-19 infection and its consequences. It is established that measures of economic and social support taken by the state at the federal and regional levels in the field of health protection of citizens in General and the entire industry in particular do not take into account the interests of the private health sector, and sometimes have a discriminatory connotation. The proposals prepared in the course of scientific analysis on amendments and additions to regulatory and legislative acts are of a conceptual nature, aimed at the medium-term perspective, in order to stabilize the situation in the private health sector and give full legitimacy to the efforts made by the non-state medical organizations themselves, medical and administrative and technical personnel of private medical organizations in to implement current and long-term tasks set by the state in order to combat the new coronavirus epidemic.
Keywords: pandemic, COVID-19, non-governmental medical organizations, regulatory framework, telemedicine