http://doi.org/10.26347/1607-2502202003-04054-062
Цель исследования. Изучить вопросы организации лекарственного обеспечения дневных стационаров (ДС), организованных при медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, предоставляющих первичную медико-санитарную помощь (ПМСП) в амбулаторных условиях. Материалы и методы. В качестве основных материалов исследования использованы результаты данных форм статистического наблюдения (ФСН) и нормы правовых документов, регламентирующих лекарственное обеспечение при оказании медицинской помощи в ДС, а также наиболее релевантные статьи и обзоры по тематике исследования.Результаты. Анализ данных ФСН № 62 «Сведения о реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи» продемонстрировал очень низкие цифры затрат на медикаменты в ДС при городских поликлиниках. Полученные результаты могут быть следствием как сложившегося де-факто порядка оплаты ДС за счет средств ОМС на фоне выявленного несоответствия формулировок нормативных документов и порядка фактических расчетов за ПМСП в условиях ДС, так и свидетельствовать о проблеме корректности при учете средств, затраченных поликлиникой на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в ДС, и заполнении ФСН, оставляя открытым вопрос взимания денежных средств с пациентов (в форме самостоятельной закупки препаратов за личный счет).Заключение. Анализ правомерности и условия бесплатного предоставления всей необходимой пациенту лекарственной помощи в ДС, позволил сделать вывод о том, что критерием адекватности выбора назначения лекарственных препаратов пациенту для лечения в условиях ДС является только конечный результат и качество медицинской помощи. Для организации лекарственного обеспечения ДС в соответствии с законодательством необходима целенаправленная контрольно-экспертная деятельность, изменение порядка оплаты ДС и определение формата их работы при городских поликлиниках различной мощности.
Ключевые слова: лекарственное обеспечение, дневной стационар, программа государственных гарантий, финансирование, жизненные показания
Objective. To study the drug provision in day hospitals organized within the Moscow healthcare system and providing primary health care in outpatient facilities (outpatient clinics).Methods. The study used the data obtained from statistical observation forms and legal documents governing drug provision within the primary health care in day hospitals, as well as some relevant articles and reviews.Results. Analysis of statistical observation form No. 62 «Information on the implementation of the Program of state guarantees of free medical care for citizens of the Russian Federation» showed very low spending on medicines in day hospitals in outpatient clinics. It could be a consequence of the prevailing de facto funding of the day hospital from Compulsory Health Insurance Fund (OMS), combined with the ambiguous regulations and actual payments for primary care in day hospitals. The study reveals a problem of accuracy in accounting for the funds spent by the clinic on medicines and medical devices in day hospitals, and filling in the statistical observation forms, leaving open the issue of out-of-pocket spending by the patient (purchase of medicine at personal expense).Interpretation. The analysis of the legality and conditions of free provision of all necessary medical care to the patient in the day hospital allowed us to conclude that the outcome of treatment and quality of medical care are the only criteria for the decision to prescribe the patient a drug or not. In order to organize drug provision of day hospitals in accordance with the legislation, the targeted control and expert activities are required, as well as changes in the funding of day hospitals and definition of the format of their activity in city outpatient clinics of various capacity.
Keywords: drug provision, day hospital, state guarantee program, funding, living conditions.