http://doi.org/10.26347/1607-2502202001-02059-062
Цель исследования. Обосновать мероприятия по снижению нарушений сна в популяции профессиональных водителей на основании данных исследования распространенности синдрома обструктивного апноэ сна, а также дневной сонливости. Материал и методы. Исследование проводилось на протяжении 15 мес на базе ведомственной поликлиники. Для оценки наличия избыточной дневной сонливости использовались анкета по сну и опросник шкалы Эпворта. Классификация нарушений дыхания во сне основывалась на показателе частоты эпизодов апноэ/гипопноэ в час.Результаты. Синдром обструктивного апноэ сна диагностирован в 88,9% случаев. Все водители, отметившие субъективную дневную сонливость, также имели синдром обструктивного апноэ сна. В группе водителей с диагнозом синдром обструктивного апноэ сна среднее значение индекса апноэ/гипопноэ составило 31,4 в час, что соответствует заболеванию тяжелой степени. Доля пациентов с синдромом обструктивного апноэ сна средней и тяжелой степеней составила 54,2%. Значение дневной сонливости по шкале Эпворта в группе с синдромом обструктивного апноэ тяжелой степени тяжести составило 9,4 балла.Заключение. Более половины водителей нуждаются в проведении терапии методом создания постоянного положительного давления в дыхательных путях в связи с высоким риском совершения дорожно-транспортных происшествий по причине засыпания за рулем водителями ведомственного автохозяйства, что является основанием для пересмотра порядка периодического обследования водителей грузового и пассажирского автотранспорта.
Ключевые слова: синдром обструктивного апноэ сна, дневная сонливость, профессиональные водители, освидетельствование водителей, СИПАП-терапия
Objective. To propose measures to reduce sleep disorders in professional driver based on data the study of the prevalence of the obstructive sleep apnea (OSA), as well as the excessive daytime sleepiness (EDS).Methods. The 15-month study was conducted in an outpatient hospital using a sleep questionnaire and an Epworth scale questionnaire to assess the EDS. The classification of sleep-related breathing disorders was given depending on the frequency of apneas/hypopneas per hour.Results. The OSA was diagnosed in 88.9% of cases. All drivers who complained of the EDS had obstructive sleep apnea. In the group of drivers diagnosed with the OSA, the mean value of the apnea/hypopnea index was 31.4 per hour, which indicates a severe disease. The proportion of patients with moderate to severe OSA was 54.2%. The value of EDS complicated with the OSA was 9.4 points on the Epworth scale.Interpretation. More than half of drivers need therapy by creating a constant positive pressure in the airways due to the high risk of road accidents caused by the drivers falling asleep when driving vehicles. It means that the procedure for periodic inspection of drivers of cargo and passenger vehicles must be reviewed.
Keywords: obstructive sleep apnea syndrome (OSA), excessive daytime sleepiness (EDS), professional driver, examination of drivers, CPAP-therapy