http://doi.org/10.26347/1607-2502202001-02059-062

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ СИНДРОМА ОБСТРУКТИВНОГО АПНОЭ СНАИ ДНЕВНОЙ СОНЛИВОСТИ У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВОДИТЕЛЕЙ

А.В. Ящен­ко1, С.Н. Черка­сов2

Ав­то­ры заяв­ляют об от­сут­ствии воз­мож­ных кон­флик­тов ин­тере­сов.

Све­де­ния об ав­то­рах:

Ящен­ко Алек­сей Ва­си­лье­вич — канд. мед. наук, за­ме­сти­тель на­чаль­ни­ка Ме­ди­ко-са­ни­тар­ной ча­сти Ми­ни­стер­ства вну­трен­них дел Рос­сии по Московской об­ла­сти, пол­ков­ник вну­трен­ней служ­бы. 127299, Москва, ул. Но­вая Ипа­тов­ка, д. 3. Тел. +7 (499)150−79−65. E-mail: yashchenkoalvas@list.ru. https://orcid.org/0000−0002−3460−9944.

Черка­сов Сер­гей Ни­ко­ла­е­вич— д-р мед. наук, глав­ный науч­ный со­труд­ник ФГБУН Ин­сти­тут проблем управ­ле­ния им. В.А. Трапез­ни­ко­ва Рос­сий­ской ака­де­мии наук. 117997, Москва, ул. Проф­со­юзная, д. 65. E-mail: cherkasovsn@mail.ru. https://orcid.org/0000−0003−1664−6802

Для ци­ти­ро­ва­ния: Ящен­ко А.В., Черка­сов С.Н. Рас­про­стра­нен­ность син­дро­ма об­струк­тив­но­го ап­ноэ сна и днев­ной сон­ли­во­сти у про­фес­сио­наль­ных во­ди­телей. Пробле­мы стан­дар­ти­за­ции в здра­во­охра­не­нии. 2020; 1−2: 59−62. DOI: 10.26347/1607−2502202001−02059−062.

1Ме­ди­ко-са­ни­тар­ная часть Ми­ни­стер­ства вну­трен­них дел Рос­сии по Московской об­ла­сти, Москва, Рос­сия; 2ФГБУН Ин­сти­тут проблем управ­ле­ния им. В.А. Трапез­ни­ко­ва Рос­сий­ской ака­де­мии наук, Москва, Рос­сия

Цель ис­сле­до­ва­ния. Обо­сно­вать ме­ро­при­я­тия по сни­же­нию на­ру­ше­ний сна в по­пу­ля­ции про­фес­сио­наль­ных во­ди­телей на осно­ва­нии дан­ных ис­сле­до­ва­ния рас­про­стра­нен­но­сти син­дро­ма об­струк­тив­но­го ап­ноэ сна, а так­же днев­ной сон­ли­во­сти. Ма­те­ри­ал и ме­то­ды. Ис­сле­до­ва­ние про­во­ди­лось на про­тя­же­нии 15 мес на ба­зе ве­дом­ствен­ной по­ли­кли­ни­ки. Для оцен­ки на­личия из­бы­точ­ной днев­ной сон­ли­во­сти ис­поль­зо­ва­лись анке­та по сну и опрос­ник шка­лы Эпвор­та. Клас­си­фи­ка­ция на­ру­ше­ний ды­ха­ния во сне осно­вы­ва­лась на по­ка­за­теле ча­сто­ты эпи­зо­дов ап­ноэ/ги­поп­ноэ в час.Ре­зульта­ты. Син­дром об­струк­тив­но­го ап­ноэ сна диа­гно­сти­ро­ван в 88,9% слу­ча­ев. Все во­ди­те­ли, от­ме­тив­шие субъ­ек­тив­ную днев­ную сон­ли­вость, так­же име­ли син­дром об­струк­тив­но­го ап­ноэ сна. В груп­пе во­ди­телей с диа­гно­зом син­дром об­струк­тив­но­го ап­ноэ сна сред­нее зна­че­ние ин­дек­са ап­ноэ/ги­поп­ноэ со­ста­ви­ло 31,4 в час, что со­от­вет­ству­ет за­бо­ле­ва­нию тя­же­лой сте­пе­ни. До­ля па­ци­ен­тов с син­дромом об­струк­тив­но­го ап­ноэ сна сред­ней и тя­же­лой сте­пе­ней со­ста­ви­ла 54,2%. Зна­че­ние днев­ной сон­ли­во­сти по шка­ле Эпвор­та в груп­пе с син­дромом об­струк­тив­но­го ап­ноэ тя­же­лой сте­пе­ни тя­же­сти со­ста­ви­ло 9,4 бал­ла.За­клю­че­ние. Бо­лее по­ло­ви­ны во­ди­телей ну­жда­ют­ся в про­ве­де­нии терапии ме­то­дом со­зда­ния по­сто­ян­но­го по­ло­жи­тель­но­го дав­ле­ния в ды­ха­тель­ных пу­тях в свя­зи с вы­со­ким рис­ком со­вер­ше­ния до­рож­но-транс­порт­ных проис­ше­ствий по при­чи­не за­сы­па­ния за ру­лем во­ди­те­ля­ми ве­дом­ствен­но­го ав­то­хо­зяй­ства, что яв­ляет­ся осно­ва­ни­ем для пере­смот­ра по­ряд­ка пе­ри­о­ди­че­ско­го об­сле­до­ва­ния во­ди­телей гру­зо­во­го и пас­са­жир­ско­го ав­то­транспор­та.
Ключевые слова: синдром обструктивного апноэ сна, дневная сонливость, профессиональные водители, освидетельствование водителей, СИПАП-терапия

PREVALENCE OF OBSTRUCTIVE SLEEP APNEA AND EXCESSIVE DAYTIME SLEEPINESS IN PROFESSIONAL DRIVERS

A.V. Yashchenko1, S.N. Cherkasov2

Authors declare no competing interests.

About the authors:

Alexey V. Yashchenko — Ph.D. in Medicine, Deputy Head of the Medical Unit of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the Moscow Region, Colonel of internal service; 127299, Russia, Moscow, Novaya Ipatovka Str., 3. Tel.: +7 (499)150−79−65. E-mail: yashchenkoalvas@list.ru. https://orcid.org/0000−0002−3460−9944.

Sergey N. Cherkasov — Sc.D. in Medicine, Principal Research Fellow, Trapeznikov Institute of Control Sciences of Russian Academy of Sciences. 117997, Russia, Moscow, Profsoyuznaya Str., 65. E-mail: cherkasovsn@mail.ru. https://orcid.org/0000−0003−1664−6802

For citation: Yashchenko A.V., Cherkasov S.N. Prevalence of obstructive sleep apnea and excessive daytime sleepiness in professional drivers. Health Care Standardization Problems. 2020; 1−2: 59−62. DOI: 10.26347/1607−2502202001−02059−062.

1Medical Unit of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the Moscow Region, Moscow, Russia; 2Trapeznikov Institute of Control Sciences of Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

Objective. To propose measures to reduce sleep disorders in professional driver based on data the study of the prevalence of the obstructive sleep apnea (OSA), as well as the excessive daytime sleepiness (EDS).Methods. The 15-month study was conducted in an outpatient hospital using a sleep questionnaire and an Epworth scale questionnaire to assess the EDS. The classification of sleep-related breathing disorders was given depending on the frequency of apneas/hypopneas per hour.Results. The OSA was diagnosed in 88.9% of cases. All drivers who complained of the EDS had obstructive sleep apnea. In the group of drivers diagnosed with the OSA, the mean value of the apnea/hypopnea index was 31.4 per hour, which indicates a severe disease. The proportion of patients with moderate to severe OSA was 54.2%. The value of EDS complicated with the OSA was 9.4 points on the Epworth scale.Interpretation. More than half of drivers need therapy by creating a constant positive pressure in the airways due to the high risk of road accidents caused by the drivers falling asleep when driving vehicles. It means that the procedure for periodic inspection of drivers of cargo and passenger vehicles must be reviewed.
Keywords: obstructive sleep apnea syndrome (OSA), excessive daytime sleepiness (EDS), professional driver, examination of drivers, CPAP-therapy