http://doi.org/10.26347/1607-2502201911-12015-021
Цель исследования. Изучить вопрос использования маркетинговых технологий в государственных учреждениях здравоохранения как способ реализации пациент-ориентированной модели оказания медицинской помощи. Материалы и методы. Применялись методы библиографического и информационного поиска для изучения основных компонентов использования маркетинговых технологий в государственных учреждениях здравоохранения. В качестве объекта SWOT-анализа было рассмотрено отделение платных медицинских услуг (ОПМУ) одного из типичных государственных бюджетных учреждений здравоохранения Москвы, оказывающего пациентам широкий спектр медицинских услуг в амбулаторных условиях.Результаты. Определены основные компоненты использования маркетинговых технологий в ОПМУ. К основным компонентам отнесены: всесторонний анализ рынка, анализ рыночных возможностей и отбор целевых рынков на основе проведенного SWOT-анализа деятельности ОПМУ. Рассмотрены возможные рыночные стратегии ОПМУ государственных учреждений здравоохранения по продвижению медицинских услуг: проникновения на рынок, разработки новой медицинской услуги, развития рынков и диверсификации.Выводы. Реализация маркетинговых принципов в ОПМУ государственных учреждений здравоохранения позволяет получить необходимую информацию о медицинских услугах, которые хотят получать пациенты; определить сегмент наиболее выгодного спроса на конкретные услуги и оптимизировать структуру медицинской специализации в отделениях платных медицинских услуг; добиться значительного увеличения объема и качества предлагаемых услуг; получать более высокие доходы в отличие от конкурентов; прогнозировать ситуацию на рынке медицинских услуг; разрабатывать различные варианты рыночной стратегии в ОПМУ. Для цитирования: Кобяцкая Е.Е., Татаринова Т.А. Использование маркетинговых технологий в государственных учреждениях здравоохранения как способ реализации пациент-ориентированной модели оказания медицинской помощи. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2019; 11—12: 15—21. DOI: 10.26347/1607−2502201911−12015−021
Ключевые слова: маркетинговые технологии в здравоохранение, пациент-ориентированная модель оказания медицинской помощи, государственные учреждения здравоохранения, SWOT-анализ, сегментация рынка
Objective. To study the use of marketing technologies in public health institutions as a way to implement a patient-oriented model of medical care.Methods. The methods of bibliographic and information search were used to study the main components of the use of marketing technologies in public health institutions. As an object of the SWOT analysis, we considered the department of paid medical services of a typical state budgetary healthcare institution in Moscow, which provides patients with a wide range of medical services on an outpatient basis.Results. The main components of the use of marketing technologies in the department of paid medical services are determined: a comprehensive market analysis, an analysis of market opportunities and the selection of target markets based on a SWOT analysis of the activities of the department of paid medical services. The following market strategies to promote medical services were considered: market penetration strategies, new medical services development strategies, market development strategies and diversification strategies.Interpretation. Implementation of marketing principles in the department of paid medical services of the public health institutions allows one to obtain the necessary information about the medical services that patients want to receive; determine the segment of the high demand for specific services and optimize the structure of medical specialization in the departments of paid medical services; to significantly increase volume and quality of services offered, to receive higher revenues in comparison with the competitors; to forecast the situation in the market of medical services, to develop various options for a market strategy in the department of paid medical services. For citation: Kobyatskaya EE, Tatarinova TA. Marketing technologies used in a patient-centered health care model in public health care institutions. Health Care Standardization Problems. 2019; 11—12: 15—21. DOI: 10.26347/1607−2502201911−12015−021
Keywords: marketing technologies in healthcare, patient-centered health care model, state healthcare institutions, SWOT analysis, market segmentation